Статьи

 

Гражданская или военная пенсия, что лучше?

  • Увеличение размера военных пенсий в среднем на 70…80% с января 2012 года - это самое радостное событие в жизни военных пенсионеров за весь период существования России как самостоятельного государства (с 1991 года).

     

    Но, большинство людей, получающих сегодня или планирующих получать в перспективе военную пенсию, гложут определенные сомнения: а почему военные пенсии увеличили только на 70…80% при росте денежного довольствия военнослужащих в 2,5…3 раза? Повышение военных пенсий на 70…80% – это много или мало, хорошо это или не очень? И, сразу напрашивается следующий вопрос, а когда же военные пенсионеры будет получать хотя бы 40% от денежного довольствия военнослужащих?


    Продолжим поиск ответов на эти важные для всех военнослужащих  вопросы.

     

    В эксклюзивном интервью Российской газете 22.04.2010 года заместителя министра обороны по финансово-экономической работе Веры Чистовой отмечена проблема перехода военных пенсионеров на трудовую пенсию. Выдержка из интервью: «… по официальной статистике, на 1 апреля 2010 года средняя трудовая пенсия по стране составляет 8,2 тысячи рублей, а наши ветераны военнослужащие в среднем только 8 тысяч добирают. К сожалению, они стали беднее гражданских коллег. В конце прошлого года мы неоднократно сообщали во все инстанции, что начался массовый переход с военных пенсий на трудовые. С точки зрения социальной защищенности военных пенсионеров - это тревожная тенденция...»

     

    Термин «тревожная тенденция» слишком мягкий для сложившейся ситуации. Разберемся почему. Средняя выслуга военных и приравненных к ним пенсионеров составляет около 30 лет (по данным Росстата в среднем выплачивается 81% пенсионных и, соответственно, средняя выслуга военных пенсионеров составляет чуть более 30 лет.

    С учетом факта, что у многих военнослужащих есть льготная выслуга, пусть в среднем 3…5 лет, средний календарный срок службы военных пенсионеров составляет 25…27 лет. То есть средний возраст увольняемых на пенсию не превышает 45 лет. Тогда получается, что за оставшиеся 15 с небольшим лет до получения трудовой пенсии (мужчины), многие военные пенсионеры зарабатывают гражданскую пенсию больше, чем за более продолжительную службу в армии!


    Таким образом, тенденция массового перехода с военных на трудовые пенсии не просто тревожная, а критическая (а может и катастрофическая?). Кто захочет служить в ВС РФ, если будет знать, что на гражданке пенсия больше и её можно быстрее заработать? Интересно было бы знать: процесс перехода военных пенсионеров на трудовую пенсию с января 2012 года прекратился полностью или нет? Один из следующих опросов на нашем сайте будет посвящен этому вопросу.


    Сегодня у нас, в целом по стране, отношение средней пенсии к средней зарплате у бюджетников не превышает, как правило, 25% (Всемирная организация труда рекомендует не ниже 40-70%). Для справки: в 2000 году отношение средней пенсии к средней зарплате составляло 30…35%.

     

    Однако государственные служащие (гражданские чиновники) сделали для себя исключение. Проработав 15 лет на своей «вредной и тяжелой» работе, они гарантированно получают пенсию 45% от зарплаты, которую они имели при выходе на пенсию (обратите внимание – эта зарплата будет выше, чем средняя за все время работы чиновника). Если стаж «службы народу» превысит 15 лет – это отношение постепенно (по 3% в год) увеличивается, вплоть до 75%.

    А депутаты пошли дальше и планируют довести свою пенсию до 90% от зарплаты при выслуге на выборной должности всего 12 лет. Неплохо, не правда ли?

     

    Создается впечатление, что безопасность нашей Страны находятся где-то на втором плане, а быстро решаются совсем другие вопросы: шахта обрушилась (это, конечно, тяжелейшая трагедия, но это случается регулярно уже сотни лет, с тех пор как начали строить шахты) – рядовому шахтеру (или его семье) обещают (В.В. Путин) пенсию больше, чем  у полковника до 2012 года. Если поступил на государственную службу -  то пенсия будет раньше и больше, чем за службу в ВС РФ. Лучше быть даже врачом или учителем, во многих городах пенсии у них уже больше, чем  у военных пенсионеров, прослуживших 20 лет солдатами и сержантами контрактниками. Не будем сравнивать военных пенсионеров с депутатами (все-таки народные избранники!), и тем более с частным сектором, где зарплаты и пенсии зависят от умений, навыков и деловых качеств работников и не ограничиваются понятными для бюджетных пенсионеров пределами…

     

    Такой ситуации с уровнем военных пенсий в нашей стране, какая сложилась к концу 2011 года, не было и в советские годы. Например, в застойные 70-е годы пенсия генерал-майора была 350 рублей в месяц, а полковника – 250 рублей. Эти самые 250 рублей соответствовали зарплате (а не пенсии, которая была равна 130 рублям!) высокооплачиваемого городского (областного) чиновника! (по современным понятиям министра городской (областной) администрации).

     

    Лирическое отступление, посвященное пенсиям чиновников

     

    В Перми, например, пробовали разобраться с пенсиями экс-чиновникам. И оказывается, что три сотни бывших чиновников получают пенсии больше, чем генералы (до января 2012 года).

    А таких областей и краев в нашей стране много. При таких высоких окладах гражданских чиновников (их количество, например, на начало 2005 года составляло 1 миллион 318 тысяч 600 человек) получается, что должностей, которые с точки зрения начисляемой пенсии соответствуют в Вооруженных силах генеральским, на гражданке в десятки раз больше.

     

    Для справки: во всем Советском Союзе чиновников было в два раза меньше, чем в РФ в 2005 году: в 1990 году бюрократов в СССР насчитывалось 663 тысячи.

     

    Ещё два примера из Интернета о пенсиях чиновников

     

    …Галина Светкина, экс-министр социальной защиты областного правительства, получает пенсию почти в два раза больше, чем Герой Советского Союза Иван Ваничкин. Он форсировал Днепр со своей противотанковой пушкой. На захваченном пятачке земли восемнадцать дней отбивал атаки. Из расчета остался один. Взрывом снаряда Ваничкина контузило, засыпало землей. Когда откопали – думали, не жилец…. Но он выжил, получил Героя. Про него и его друзей написаны «Батальоны просят огня».
    Ваничкин получает обычную пенсию плюс 25 тысяч как Герой Советского Союза. А бывший чиновник областного значения Светкина – около 50… Как о такой пенсии можно сказать ветеранам войны и труженикам тыла, которые проливали кровь на полях сражений или сутками не отходили от станков?


    …У депутатов самарской губернской Думы пенсия, с учетом депутатского и обычного трудового стажа, от 20 до 30 тысяч рубликов, а бывший токарь Иван Гончаров, который мальчонкой встал за станок в годы войны и отработал 53 года, 6 месяцев, 8 дней, стал инвалидом второй группы – получает 5,5 тысячи рублей. Просил повысить, чтобы хоть на лекарства хватало. Бесполезно. Ему объясняют вежливо все – от министра финансов Кудрина до сотрудницы Пенсионного фонда, – что прибавка к его пенсии губительна для российской экономики, что раскрутится маховик инфляции и всем же будет хуже, что прибавка к пенсиям в среднем по стране составила аж 20 процентов… Понятно, почему знакомые чиновники отводят глаза и помалкивают, когда разговор заходит об их пенсии. Не только государство, но и сами они оберегают итоговую тайну личной трудовой жизни.


    Посмотрим на рост средней гражданской трудовой пенсии, начиная с 2000 года (Росстат и ПФР). При этом нельзя забывать, что, средняя трудовая пенсия по старости – это как средняя температура по больнице, так  она включает пенсии  и бюджетников, и госслужащих (чиновников), и частного сектора.

     

    Таблица 1. Средний размер трудовой пенсии по старости и прогноз их роста в 2012 году

     

     

    01.01.2000

    01.01.04

    01.01.08

    01.01.12

    01.02.12

    01.04.12

    Размер трудовой пенсии, руб.

    840

    2060

    4410

    8886

    9504

    9730

     

    Проанализируем рост средних пенсий военнослужащих, начиная с 2000 года. Индексация военных пенсий в 2012 году не предусмотрена, поэтому пенсия военнослужащих в течение 2012 года останется на том же уровне, что и в январе.

     

    Средняя военная пенсия в 2012 году рассчитана на основе результатов опроса на нашем сайте «Насколько увеличилась Ваша военная пенсия с января 2012 года?». Повышение средней пенсии военнослужащих с 1 января 2012 года  составило 70…80%, что даже выше, чем обещали ранее руководители нашей страны.

     

    Таблица 2. Средняя пенсия военнослужащих (руб.) с 2000 года по 2012 год


     

    01.01.2000

    01.01.04

    01.01.08

    01.01.11

    01.04.11

    2012

    Размер военных пенсий, руб.

    2667

    4000

    7000

    8760

    9270

    16000

     

    Краткие выводы.

     

    1. Средние пенсии военнослужащих в 2000 году превышали трудовые в три раза.

    2. В 2010 году средние пенсии военных сравнялись с гражданскими.

    3. Средние пенсии военнослужащих в 2012 году превысят гражданские примерно в 1,65 раза (на 65%). Это больше, чем обещала нам власть (30…40%).

    4. Средние военные пенсии рядового и сержантского состава (контрактников) в 2012 году приблизились к гражданским пенсиям.

    5. Процентное соотношение трудовых пенсий и заработной платы бюджетников остается на уровне около 25% (военных пенсий и денежного содержания военнослужащих на ёще более низком уровне - 20%), в то время как у пенсионеров-чиновников с 2004 года соотношение пенсий и зарплат находится на уровне 45…75% при выслуге от 15 до 25 лет. Чтобы приблизиться к пенсиям чиновников и достичь соотношения военной пенсии и денежного довольствия военнослужащих хотя бы 40%, согласно заложенным в новые законы принципам, нам придется ждать еще 23 года. То есть подавляющему большинству сегодняшних военных пенсионеров, к сожалению, не удастся дожить до полной пенсии.

     

    Замечание. Размеры и принципы начисления пенсий гражданским чиновникам федерального и, особенно, регионального уровня требуют дополнительного рассмотрения.

     

    Продолжение следует…

    15 ответов на Гражданская или военная пенсия, что лучше?

        Николай : 15.01.2011
        Я полностью согласен с Евгением. Уму непостижимо что творится в нашей стране. А всё идёт от … “Единой России”… Я военный пенсионер, был в Афганистане, имею 26 лет службы и что в результате? А ничего. Смотрел по Интернету сколько получает военный пенсионер в США и чуть со стула не свалился. На наши деньги – 75 тыс. рублей – ни фига себе, чтоб нам так получать. И сколько бы не выступала “Справедливая Россия” и её единомышленники в нашу пользу, их потуги зарубит “Единая Россия”, их всё равно больше, и они голосуют только за выгодные ей проекты. Ну ничего, скоро выборы и мы поглядим у кого галифе ширше (как говорил один герой в фильме). И пока мы не изберём нового президента и премьера – толку не будет, они только на словах горазды обещать.

            Инга : 27.02.2011
            Избирать? Будут такие же, или такой, как Ельцин или Горбачев – хрен редьки не слаще!

        Леонид : 25.01.2011
        В нашей стране Конституция в части равноправия граждан не работает (тот прав, у кого больше прав). Путин врет, когда говорит, что положение ветеранов и пенсионеров – всегда приоритет для руководства страны. Приоритетом для нынешнего руководства страны и депутатов всегда было и будет повышение собственного благосостояния и благосостояние чиновников. Об этом свидетельствуют зарплаты и пенсии чиновников.

        Анатолий : 31.01.2011
        Интересная философия у чиновников – привычка все усреднять. По всей стране вещают, что пенсия военных и им приравненных составляет более 7 тысяч. Хорошая отмазка. А почему бы не исходить от минимальной? С учетом добавок 2010 года пенсия составляет около 5 тысяч. А ведь каждый гражданин – это личность и зачем ему эта средняя статистика. Точно также, по среднему, рассчитывают практически все, и зарплату, и вообще экономику страны.
        Это грубейшая ошибка, которая не дает четкого представления о том, что происходит в реальности. Но видать так определенным кругам выгодно. Действительно, почему бы не исходить от минимума? Была бы конкретная точка (а не плавающая, которая дает мутное представление о состоянии всей страны) от чего исходить. Это вопрос к нашему правительству – ответят ли?

        Александр : 15.02.2011
        C 01 февраля 2011 г. средний размер гражданской трудовой пенсии составил 8886 рублей. Отставники военные отдыхают. “Мой отец перед смертью сказал: “Абдулла, я прожил жизнь бедняком, и я хочу, чтобы Бог послал тебе дорогой халат и красивую сбрую для коня”. Я долго ждал, а потом Бог сказал: “Садись на коня и возьми сам, что хочешь, если ты храбрый и сильный“. Белое солнце пустыни

        подполковник Гареев : 21.02.2011
        Военные пенсионеры!
        Настало время бороться за свои пенсии любыми законными способами!
        1. Ни в коем случае не голосовать ни за В.Путина, ни за Д.Медведева!
        2. Протест и еще раз протест! Вплоть до выхода на организованные демонстрации и митинги!
        Власть специально нам не доплачивала пенсии, изощренно используя различные надбавки, не входящие в базу, образующую пенсию. В.Путин сие издевательство скромно назвал “перекосами”. Причем так, как будто он сам, здесь вовсе не причем! Как будто это сделали марсиане! А он, якобы такой хороший, теперь борется с этим! Теперь для кого-то наверное и 70% покажутся просто “баснословной” надбавкой! А разница между военной и гражданской пенсиями в 25% просто “верх справедливости”!
        Не поддавайтесь на очередной изощренный обман!…

            Юрий : 27.02.2011
            Согласен полностью, на выборах единороссы не должны получить наши голоса. Сказки их уже надоели. Наш ответ, на их отношение, должен быть адекватным.

        Андрей : 22.02.2011
        Всё выше сказанное справедливо! Но воз и ныне там! Мы сами допустили их к власти. Я могу сколько угодно скрипеть от злости зубами, но ничего исправить не смогу. Конечно голосовать за “Единую Россию” не буду, но посмотрите вокруг – молодежи по большому счету всё равно, было бы, что выпить, пенсионерам гражданским кинули подачку, в виде прибавки на 200 руб., и они довольны, да еще и по ТВ показывают, как же мы хорошо живем. Так что основная часть все равно будет за этих единороссов…

        Олег Алексеевич, полковник запаса. : 22.02.2011
        Очень хорошая статья. Все написано правильно. с конкретными примерами, фамилиями и цифрами. Такие статьи надо сразу отправлять на сайт Президента, Правительства, министерства обороны и прокуратуры – пусть почитают – может им стыдно станет. А что касается какую пенсию выбирать гражданскую или военную (государственную), то как юрист скажу, что в настоящее время в РФ действуют два закона – “О государственном пенсионном обеспечении” и “О трудовых пенсиях” и один закон не исключает другого. В 2007 году военные пенсионеры (в том числе сюда примазались и чиновники, как же без них, в общем, все те кто получает пенсии за выслугу лет по ФЗ “О государственных пенсиях” – судьи, прокуроры, депутаты, и т.д., хотя судился именно военный пенсионер – дай бог ему здоровья и большое спасибо от нас всех) отсудили (аж до Конституционного суда пришлось дойти – позор руководителям страны!) право получать наряду (а не на выбор, как было раньше) с военной (государственной) пенсией и трудовую (хотя почему-то только страховую часть – тоже не понятно, почему не в полном объеме – сколько заработал на гражданке – столько и получи согласно ФЗ “О трудовых пенсиях”).
        Законы у нас принимаются нормальные – почитаешь, вроде бы все правильно и справедливо – а потом чиновники так все извратят, что получается по Черномырдину – хотели как лучше, а получилось как всегда. Хватит этой уравниловки! Надо растить не сырьевых олигархов, а олигархов труда и начать наконец-то выполнять основополагающий принцип справедливости – от каждого по способностям каждому по труду. Пошел человек в 18 лет в армию – отслужил положенные 20-30 лет – получи достойную в полном объеме военную пенсию (50-85% от действующих коллег по оружию, причем без всяких хитростей – различных доплат, премий и прибавок, а как положено – если в армии нового облика полковник будет получать 150.000 рублей – и то это в 3 раза меньше чем полковник НАТО, но не до жиру, так российский полковник на пенсии должен получать соответственно 75000-127000 рублей.
        Захотел работать на гражданке – пожалуйста работай – отработал минимум пять лет (набрал необходимый трудовой страховой стаж) – получи трудовую пенсию после 60 лет (для мужчин, 55 лет для женщин) и не обрезанную как сейчас – а в полном объеме, согласно ФЗ “О трудовых пенсиях” сколько уж заработал трудовых лет и сколько за тебя работодатель отчислил реальных страховых взносов. А дальше у человека должно быть две полноценных пенсии – одна за выслугу лет по ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении”, которая должна индексироваться в полном объеме согласно этого закона, а вторая – трудовая пенсия в полном объеме (и страховая часть, и базовая и накопительная) согласно ФЗ “О трудовых пенсиях”, которая должна в полном объеме индексироваться согласно этого закона, как всем гражданским пенсионерам. Вот тогда все будет и по закону и по справедливости.
        А при нынешней уравниловке получается, что кто не работал и не служил получают столько же как те, кто и отслужил, а потом и отработал еще по 15-20 лет на гражданке. А потом удивляемся – почему серые зарплаты, почему молодежь не хочет ни служить, ни работать. Нет стимулов к службе и труду. Сегодня получается абсурд – если у человека деньги, например, лежат в нескольких банках, так он и дивиденды получает из всех банков, согласно условий депозитных договоров, а не в каком-то одном из них на выбор, или в одном из банков в полном объеме, а в других только часть. Так и в трудовой деятельности, тоже должно быть все честно и прозрачно – заработал государственную пенсию за выслугу лет – молодец, получи в полном объеме, заработал трудовую пенсию – молодец, получи в полном объеме сколько заработал.
        Неужели руководство страны этого не понимает – навряд ли – они же все юристы. А если понимают, но не могут восстановить элементарную справедливость в сфере трудовых отношений, значит они не справляются со своими прямыми служебными обязанностями. А это уже профнепригодность. Пора на пенсию – только не привилегированную чиновничью, а как было раньше в СССР (сегодня получается – если ты руководитель региона, то пенсия у тебя должна быть как у полковника – командира бригады – 26 тарифный разряд). Да и табель о рангах пора уже наконец-то сделать и опубликовать его в открытом доступе, чтобы народ знал – сколько получают слуги народные, сколько защитники отечества, сколько блюстители закона. Тогда может быть и чиновничий аппарат сократится раза в 4. Лучше меньше, да лучше (как это сделали с армией за последние 20 лет – с 5 миллионов сократили до 1 – да мы и непротив, только и чиновников, и всех остальных бюджетников сократите пожалуйста в 5 раз по сравнению с их численностью в СССР). Тогда глядишь и у военных пенсионеров пенсии будут достойные – как в США, Германии, Франции, Италии, Канаде, Израиле и т.д. А деньги в России есть. Сегодня, после революций в Северной Африке и на Ближнем Востоке, баррель нефти уже стоит 105 долларов! Где деньги от продажи нашей нефти и газа?

            Вячеслав Иванович : 21.03.2011
            Всё они прекрасно понимают, и это возмущает больше всего. Как раз к месту сказать – голосуй умом! К сожалению многие думают при голосовании другим местом. Ну вот и посудачили “на кухне…”

        Антон : 03.03.2011
        У меня пенсионера МВД, майора, пенсия 6000 рублей и хотя пенсия сейчас не является моим главным доходом, я хочу чтобы все было по справедливости, потому что вижу многих и военных и наших пенсионеров, которые на гражданке донашивают форму, так как одежду купить не на что. На этих выборах и я, и жена будем голосовать за кого угодно, но не за “Единую Россию”.

        levon : 03.03.2011
        Комментарий Олега Алексеевича от 22.02.2011г. понятен, справедлив и логически обоснован. Полностью поддерживаю и одобряю. Спасибо за такой комментарий. Я прослужил 31 календарный год, уволен в звании “подполковник” по ст.59б т.е., по болезни, инвалид 2-й гр.
        В запасе проработал еще 19 лет и получаю две пенсии, которые по размеру меньше, чем пенсия бывшего чиновника городской администрации округа г. Омска в два, а то и больше раз. Что тут сказать?

        виктор : 13.03.2011
        Долбить единороссов надо за их творчество в стране, голосовать за них никто не будет и агитацию проводить в этом плане нужно.

        Полковник : 14.03.2011
        Когда создадут лагеря для содержания бывших военных? Для России – дешевле и нам не так голодно будет. Вчера, после оплаты коммунальных расходов за проживание, на последние от пенсии купил продуктов на 840 руб., а до пенсии еще осталось 17 дней (идет тихое обнищание). На работу (неоднократно посещаю биржу труда), кстати с высшим образованием, нигде не принимают, говорят старый уже (47 лет). Все это предсказывает мне какую-то социальную блокаду для нашего поколения, раньше в 45 лет уже с образованием и большим жизненным, профессиональным опытом становились начальниками отделов и выше, теперь все наоборот – чем длиннее ноги и т.д… Государство или справедливый “Бэтман” – помогите!!! Дайте нормальную работу, зарплату… или наконец-то мою заслуженную пенсию, чтобы я мог жить как достойный гражданин России, защищавший интересы Государства.

        Николай Гаврилович : 21.03.2011
        Я военный пенсионер, участник действий Подразделений Особого Риска, инвалид 2-й группы. Ушёл на пенсию в 1992 году. За эти 19 лет меня постоянно грабят: монетизация льгот, выплата за ущерб здоровью, инвалидность не за взрыв АПЛК-431, а общая гражданская и т.д.и т.п. Размер пенсии стыдно публиковать. Вопрос к Е.Р.: У Вас есть хоть капля совести…

Поделитесь с друзьями

 

 

Комментарии

4 комментария
  • Сергей Казарин понравилось
  • Сергей Казарин
    Сергей Казарин Руководствуясь здравым смыслом, резонно было бы пересмотреть порядок начисления пенсий государственным чиновникам, поскольку они такие же служащие, как и военные. Но исходя из посыла, что в результате реформ не должен снижаться уже достигнутый материальны...  больше
    4 февраля 2012 г.
  • Сергей Казарин
    Сергей Казарин Гражданская или военная? Несколько лет назад мой приятель, такой же военпенс, как и я, перешёл на гражданскую, то есть чиновничью. Его пенсия составила 18 тысяч при моих 9,5. С нового года наши пенсии сравнялись, поскольку моя увеличилась более, чем в два...  больше
    4 февраля 2012 г.
  • Сергей Казарин
    Сергей Казарин adminu: прошу меня простить за допущенную ранее фривольность. Она была вызвана отсутствием значимой темы для обсуждения. Теперь, благодаря Вам, таковая появилась. Спасибо.
    4 февраля 2012 г.
  • Василий Пупкин
    Василий Пупкин Пенсия лучше, однозначно, военная. Но без ЕР, КПРФ и прочих приблудившихся граждан и их объединений. Иначе альтернативы танчикам не вижу
    4 февраля 2012 г.

Популярные статьи