Форумы » Политика и экономика

Экономика и финансы

    • Модератор
    • сообщений 526
    23 ноября 2015 г. 23:10:33 MSK

    Имитация поддержки

    Пока государство будет делать вид, что помогает малому бизнесу, развитие экономики далеко не продвинется


    «Русская Планета» уже писала, какие печальные последствия могло бы повлечь планировавшееся повышение единого налога на вмененный доход (ЕНДВ). Оно было заложено в октябрьском проекте приказа Минэкономразвития.

     

    Механика повышения была проста. При расчете ЕНДВ учитывается основной доход, число работников или площадь помещения и два коэффициента — повышающий коэффициент-дефлятор, ежегодно устанавливаемый министерством, и понижающий коэффициент, утверждаемый местными органами власти. В проекте приказа дефлятор повышался с 1,798 до 2,083, в итоге налоговая база вырастала на 15,9%. В масштабе страны цифры выглядят очень значительно. Предпринимателям пришлось бы отдать далеко не лишние 14 млрд рублей (всего за десять месяцев 2015 года они заплатили 58,15 млрд рублей).

     

    Перспективы повышения налога привели малый бизнес в состояние, мягко говоря, ступора. Многие говорили, что в новых обстоятельствах их дело становится нерентабельным и его придется закрыть. Александр Калинин, глава «Опоры России», представляющей интересы малого бизнеса, провел консультации в Минэкономразвития и обратился со специальными письмами в Государственную думу.

     

    В итоге голос предпринимателей все же услышали. В Думу был внесен законопроект, предусматривающий заморозку коэффициента-дефлятора на уровне этого года. Проект получил поддержку МЭР, и вскоре глава министерства Алексей Улюкаев объявил, что повышения налога не будет. «Мы приняли окончательное решение по поводу ЕНВД для малого и среднего бизнеса. Из шести установленных дефляторов только по единому налогу на вмененный доход коэффициент не меняется. Он остается на уровне текущего года».

     

    Почему кластеры не помогут


    Впрочем, как ни крути, одной лишь налоговой поблажки, а точнее, даже не поблажки, а отсутствия ужесточения, которое наше правительство умело выдает за милость, недостаточно. Малый бизнес без лишнего пафоса является основной и двигателем экономики, без него невозможно представить повседневную жизнь любого из нас, и, чтобы он чувствовал себя уверенно и имел желание работать и выживать даже в самых тяжелых условиях, он должен знать, что его в случае чего подстрахует государство. И государство вроде, как и не против.

     

    Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства появилась еще летом, а в середине ноября сам Владимир Путин в беседе с главой данной организации Александром Браверманом признал: «Во всех экономиках мира развитию малого и среднего предпринимательства уделяется особое внимание, и в большинстве развитых экономик этот сектор занимает заметное, а часто даже ведущее место».

     

    Тогда Браверман рассказывал президенту о том, как много делает его корпорация для увеличения доли малого и среднего бизнеса на рынке госзакупок. И результат налицо: по закону, принятому еще в 2013 году, на МСБ должно приходиться не менее 10% от общего объема государственного заказа ежегодно, а на сегодняшний день не достигнут рубеж и в 2%. Понятно, что пробиться к госзакупкам не сложно, а невероятно сложно, но правительство выбрало самый легкий и потому самый бесперспективный путь. Здесь нужна не очередная госкорпорация, а комплексная борьба с коррупцией, массовые отставки, принципиальная смена подхода к госзакупкам и т.д., и т.п. А это, вероятно, не одно десятилетие проявления политической воли и усиленной работы в одном направлении, к чему наши власти в лучшем случае, видимо, не готовы, а в худшем просто не рассчитывают на то, что малый бизнес столько протянет.

     

    На этом фоне, мягко говоря, сложновато, пусть и очень хочется, радоваться тем благим намерениям, которые были заявлены Браверманом. Главное, чем планирует заняться корпорация, это проконтролировать процесс формирования госзаказа в 35 компаниях с госучастием (список утвержден правительством) и проследить за тем, чтобы их закупки не отклонялись от «правила 10 процентов». В число будущих «подконтрольных» попали такие гиганты, как «Российские автомобильные дороги» («Автодор»), «Газпром», ФСК ЕЭС, «Ростелеком», «Аэрофлот», «Роснефть», РЖД и «Почта России».

     

    В это же время попытку подстраховать малых предпринимателей собирается предпринять и Минпромторг. Посовещавшись с представителями бизнеса, там наконец решили создавать на производственных площадках госкомпаний в регионах специальные кластеры, в состав которых войдут субъекты малого бизнеса, поставляющие товары и услуги по госзаказу. Но пока все это лишь решения и обещания. Если госкомпании сегодня что-то и покупают у поставщиков из разряда «малых», то по большей части это хозяйственные и офисные товары, продукты питания, в крайнем случае PR и рекламные услуги. Из тех же 35, о которых говорил Браверман, только у 9 есть программы по партнерству с малым и средним бизнесом. Да и, как полагают эксперты, многие из этих программ пока чисто формальны…


    По данным Минпромторга, сейчас в стране уже действуют 120 региональных площадок кластерного развития, а также работают или готовятся к старту 59 промышленных и 29 инновационных территориальных кластеров. Однако доля госзакупок у субъектов малого предпринимательства по-прежнему остается критически низкой.


    Процент ради процента


    Проблема взаимодействия нашего государства с малым бизнесом заключается еще и в том, что чиновники зачастую не учитывают специфической структуры МСБ в российских регионах. Этот рынок крайне неоднороден. Согласно исследованию НИСИПП, только на пять видов деятельности — оптовая и розничная торговля и ремонт, обрабатывающие производства, операции с недвижимым имуществом, сельское хозяйство и строительство — приходится от 70 до 90% совокупной выручки, основных фондов и инвестиций в сфере малого и среднего бизнеса в стране. Но в то же время наиболее существенное значение для развития национальной экономики имеет не большая, а как раз наоборот, меньшая часть предприятий — те из них, что заняты научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками. О необходимости их поддержки заявлено, но соответствующие механизмы постоянно пробуксовывают.

     

    Понятно, что чиновникам проще назвать контрольные цифры государственных закупок и ожидать выполнения предписанных планов. Но высокотехнологичный малый бизнес — это та сфера, где необходим штучный подход, почти ручное управление; заштампованность, насильная стандартизация и косность мышления ей совершенно противопоказаны. Пример тому — история с теми же кластерами, о которых руководитель комитета по взаимодействию бизнеса и госкомпаний «Деловой России» Сергей Фахретдинов честно отозвался как о проекте, прежде всего необходимом самим госкомпаниям, потому что им теперь хочешь не хочешь придется как-то выполнять норму закупок у МСБ.

     

    Удивительная логика. Не в силу стратегических интересов государства госкомпании должны поощрять малый и средний бизнес к производству новых и самых современных продуктов, к неожиданным и эффектным технологическим решениям, подготовке высококвалифицированных кадров. Нет, мы обсуждаем, как достичь процента, который приведет к достижению ранее определенного процента. И никакой другой идеи. Так, разумеется, государственные компании и через десять лет будут закупать у малых предпринимателей карандаши и винты с гайками. В лучшем случае — сыр, масло и рекламные ролики…

    * * *

    В интернете есть популярный среди предпринимателей сайт http://creditforbusiness.ru/. Он рассказывает о кредите, лизинге, факторинге, об инвестициях и о других инструментах, которыми может воспользоваться российский предприниматель. Есть там и раздел «Господдержка». Входим, читаем: «В большинстве регионов действуют фонды поддержки малого предпринимательства». Нажимаем кнопочку: «Найти фонд». Читаем: «К сожалению, у нас пока нет информации о фонде государственной поддержки малого бизнеса в вашем регионе».

     

    Кажется, это почти символ сегодняшнего дня для малого бизнеса. Разумеется, поддержка (как и фонд ее имени) существует, но, если к ней обратиться, ее как бы и нет. По крайней мере, долго придется искать. И в этом вся проблема, господин Браверман.

     

    Источник

     

    • сообщений 951
    25 ноября 2015 г. 12:51:57 MSK

    Россия прекратила поставки газа на Украину до новых платежей. 

    «Нафтогаз Украины» не внес предоплату за российский газ

    Россия прекратила газовые поставки на Украину до получения новых платежей от «Нафтогаза», сообщил глава «Газпрома» Алексей Миллер. 

    «Сегодня по состоянию на 10 часов утра «Нафтогаз Украины» выбрал ранее предоплаченные объемы российского газа. Новой предоплаты не поступало. Заявки на поставку газа от «Нафтогаза Украины» нет. Таким образом, поставки прекращаются до поступления от украинской компании новых платежей», — сказал он.

    Миллер также отметил, что Украина уже сейчас начала отбор газа из подземных хранилищ, которые и так недостаточно заполнены, передает «РИА Новости».

    Таким образом, отказ от закупок российского газа создает серьезные риски для его транзита в Европу по украинскому коридору и для газоснабжения украинских потребителей предстоящей зимой, подчеркнул глава «Газпрома».

    Ранее СМИ сообщили, что в связи с энергоблокадой Крыма с 24 ноября прекращены поставки угля на Украину. При этом запасов угля хватит стране не больше чем на месяц, а основные поставки осуществляются с территории самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик.

    http://izvestia.ru/news/597108#ixzz3sUmKimxp


    Это сообщение было отредактировано Олег Хоренко 25 ноября 2015 г. 12:53:22 MSK
    • сообщений 531
    30 ноября 2015 г. 16:12:37 MSK

    Премьер-министр России Дмитрий Медведев обратился к региональным властям с просьбой не допускать увеличения задолженности бюджетов субъектов сверх экономически безопасного уровня, передает "Интерфакс".

    "Особенно осторожно я просил бы всех относиться к новым заимствованиям. Сейчас ситуация далеко не самая приятная для того, чтобы занимать деньги", - сказал он на совещании по вопросу "О долговой нагрузке на региональные бюджеты".

    "Мы последовательно замещаем коммерческие кредиты менее обременительными бюджетными кредитами, выделяем для этого значительные средства, несмотря на сложный бюджет. В этом году объем бюджетных кредитов увеличен вдвое по сравнению с запланированным, до 310 млрд", - пояснил он.

    По его словам, правительство планирует сохранить расходы на бюджетные кредиты регионам в 2016 г. на уровне текущего года.

    http://www.vedomosti.ru/newsline/economics/news/2015/11/30/618929-medvedev-prizval-regionalnie-vlasti


    Это сообщение было отредактировано Гущин Алексей 30 ноября 2015 г. 16:21:16 MSK
    • сообщений 531
    30 ноября 2015 г. 16:13:52 MSK

    В бюджете-2016 нашли 315 млрд рублей резервов

    В правительственном проекте бюджета на будущий год нашлось 315 млрд руб., которые выведены из разряда неэффективных расходов и будут направлены на иные, прежде всего социальные цели. Председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам, член фракции "Единой России" Андрей Макаров уточнил, что средства нашли "исключительно за счет оптимизации бюджетных средств и за счет сокращения неэффективных расходов".

    По его словам, это в том числе деньги, которые лежали на депозитах, а также не использовались долгие годы. То есть речь идет о деньгах, которые в принципе просто не работали на экономику страны.

    Руководитель фракции "Единая Россия" вице-спикер Владимир Васильев рассказал журналистам, куда именно пойдут "найденные" миллиарды. В частности, отметил он, 170 млрд руб. будет направлено на поддержку регионов; 50 млрд руб. планируется направить на создание новых рабочих мест в школах и ликвидацию там третьей смены; 43 млрд руб. пойдут на поддержку Крыма и Севастополя. Выделяются также средства на обеспечение льгот по капремонту (для инвалидов 1-й и 2-й группы и семей с детьми-инвалидами).

    Кроме того, деньги будут направлены на поддержку физкультуры и спорта в сельской местности, поддержку села, развитие науки и современных технологий; 300 млн руб. предполагается выделить для региональных СМИ.

    Второе чтение проекта бюджета на следующий год пройдет в Госдуме 2 декабря, третье планируется на 4 декабря.

    http://www.vedomosti.ru/economics/news/2015/11/30/618901-byudzhete-2016


    Это сообщение было отредактировано Гущин Алексей 30 ноября 2015 г. 16:20:14 MSK
    • Модератор
    • сообщений 526
    2 декабря 2015 г. 22:15:53 MSK

    «Еще ничего не начали, а уже ничего не получилось»

    Фермер Василий Мельниченко — о контрсанкциях, импортозамещении, качестве еды, агроолигархах и министрах


    Василий Мельниченко на территории своего хозяйства в Свердловской области. Фото: РИА Новости

     

    В этом году рекордные урожаи зерновых зафиксированы в республике Адыгея, Пензенской, Ростовской, Рязанской, Тамбовской областях, в Краснодарском и Ставропольском крае. Однако хлеб к весне следующего года может подорожать на 20%, предупреждал в октябре министр сельского хозяйства Александр Ткачев. По прогнозам экспертов, к этому времени россияне будут тратить на еду до половины семейного бюджета. Положение на продовольственном рынке России в интервью «Новой» оценивает фермер Василий МЕЛЬНИЧЕНКО. 

    Ложные приоритеты

    — Насколько легче стало фермерам после объявления программы замещения импорта и введения продовольственных антисанкций?

    — Скажу вам по себе. Нам объявили, что эти программы необходимы для развития отечественного производства дешевых и разнообразных продуктов питания, чтобы снизить цены и снять социальную напряженность. Прошел уже почти год. Вы в магазин ходите, и что заметили? Ту же ерунду, но в два раза дороже. А что это дало мне как фермеру? С того момента минеральные удобрения я покупаю в два раза дороже. Не столь значительно, но все же заметно подорожали дизельное топливо и электричество, а запчасти поднялись в цене в четыре раза. И это притом, что запчасти отечественного производства, не импортные. К тому же мне стал абсолютно недоступен кредит. Даже если бы удалось его взять, то не ниже 20% годовых.

    — Не так давно вы предлагали привязать процентные ставки к ключевой с колебаниями не более чем на 2%.

    — Именно. Я вообще считаю, что не нужно никаких субсидий, дотаций. Все равно это коррумпированная часть, и справедливой никогда не будет. Всем поровну нельзя дать. А почему бы не сделать равный доступ к кредитам для всех? Ты талантлив, успешен, располагаешь знаниями и доступом к финансам — начинай работать. А не так: если ты друг главы администрации или министра, у тебя есть все, и неважно, что у тебя ничего не получится — ты живешь на государственные деньги. Поэтому я ратую за то, чтобы у всех были доступные ресурсы.

    Я же не прошу дать мне что-то бесплатно. Ни в коем случае. Но я должен иметь доступ к ресурсному кредиту. Получил кредит, купил технику — работаю, продаю. Продаю рынку — я ж не буду продавать то, что никому не нужно, иначе продукт не купят. Регулятором однозначно должен быть рынок, то есть потребитель. И я хочу иметь возможность продавать подешевле, чтобы круг этих потребителей расширить.

    — Если предположить, что пока еще не все получилось… Могут ли при таком подходе эти программы сработать через два-три года?

    — Нет, раз они с самого начала не пошли. Как только эти программы объявили, я сразу сказал: еще ничего мы не начали, а уже ничего не получилось.

    — В чем причина провала программы импортозамещения?

    — В расстановке приоритетов. Аграрная политика в корне неверная, она уничтожает село. Надо бы начать с начала — например, с создания новых рабочих мест. У нас огромные сельские территории, населенные тысячами селян, совершенно лишенных работы, на многих вообще нет ни одного рабочего места.

    Благополучие, богатство страны возможно тогда, когда будут зажиточными крестьяне. Если всего этого в Кремле еще не поняли, то не суждено никакому импортозамещению сбыться.

    И не только в обеспечении россиян продуктами питания, но и одеждой и всем остальным.

    Приведу еще один пример неверной расстановки приоритетов. Власти объявили спасением для крестьян ОРЦ — оптово-розничные центры. На это направили 80 миллиардов рублей. А на развитие сельской кооперации — всего 400 миллионов. В 200 раз больше на коррупцию, чем на настоящее развитие. Вот мы и хотим спросить президента: разве он не видит, что происходит?

    — Допустим, видит…

    — Но видит, возможно, не так далеко. А мы, крестьяне, в этом деле можем помочь!

    — А если его это устраивает?

    — По всем правилам жизнеуклада не может такого быть. Но если его устраивает, а нас — нет, тогда надо ему уходить на отдых. На пенсию.

     

    Агроолигархи против крестьян

    — Как вы относитесь к официальной статистике, которая говорит о новом рекорде по сбору зерновых в этом году?

    — Статистика, конечно, значительно врет. И вот почему. Если мы напишем, что мало посеяли, значит, в регионы уйдет меньше субсидий. А если напишем, что мало собрали, придется возвращать эти субсидии. Поэтому немножко врут на уровне района, причем по всем показателям — не только по посевной, но и по строительству, например.

    Когда цифры ложатся на стол главы администрации, он понимает: хуже некуда. И немного «поправляет». Прежде чем дойдет до губернатора, каждый губернский министр пусть самую малость, но цифры увеличит. В итоге получается 20-30% приписки.

    Будь такие рекорды реальными, мы бы сегодня в магазинах видели продукцию на уровне европейских цен, или хотя бы не выше, учитывая соотношение доходов.

    — Если в результате импортозамещения мы увидели только рост цен, то, как вы считаете, есть ли предел у этого роста?

    — Нет. Рост цен будет продолжаться независимо от желания президента и государства. В этом заинтересованы, в первую очередь, импортеры, торговцы-перекупщики. Если у них такой бизнес, они и должны думать, чтобы здесь каким-то образом ничего не производилось. Я более чем уверен: без смены нынешнего состава правительства и, как следствие, аграрной политики Россия обречена кушать дорогую, однообразную и некачественную еду.

    — Значит, причина роста цен — заинтересованные лица, а не издержки?

    — Конечно! Я как продавал картошку и зерно по семь рублей за килограмм три-пять лет назад, так и продаю. А поднять цену не могу — не возьмут. Издержки-то растут, но у меня специально обученный оптовый покупатель дороже не купит. Поэтому доступа к рынку и потребителю у меня нет.

    Другие специально обученные люди отнимают у нас орудия труда, скот при помощи процедуры банкротства. Сегодняшнее положение крестьянства вызвано именно банкротствами, которые назывались «финансовым оздоровлением» (ФЗ №83 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», июнь 2002 г. — Д.П.). По городам, весям, селам и поселкам поехали арбитражные управляющие, и они нас финансово оздоровили до самой смерти. У нас практически ликвидировали производство, и теперь многим власть предержащим, которые хотят называть себя элитой и вечно править нашими землями, передавая в наследство своим детям, стало удобно говорить: «А что крестьяне? Они же не хотят работать, они лентяи и пьяницы, они отказались от своей земли». Но ведь это на самом деле не так! У нас сначала отобрали орудия труда, а потом сказали: что ж это вы не обрабатываете тысячи гектаров своих земель?

    — Кто, помимо импортеров, выигрывает от такого положения крестьян?

    — Есть еще одна группа людей, достаточно крупная и опасная, в том числе и для страны.

    Речь идет об агрохолдингах. Для сельского населения это бандиты. Их владельцы сидят кто на Мальдивах, кто на Канарах, кто в Москве, имея во владении триста, пятьсот, восемьсот тысяч гектаров земли. Они хорошо оснащены технически, и в населении России не нуждаются.

    — В чем их вред? В том, что они не направляют заработанные деньги на развитие сельских территорий, но при этом создают конкуренцию крестьянам?

    — Денег они не зарабатывают. Это сильно убыточные производства, которые не могут сравниться ни по качеству продукции, ни по ее цене с крестьянской. Все по одной причине: в них очень дорогие капитальные вложения — в десятки раз больше, чем у любого малого или среднего крестьянского хозяйства. Какой специалист мне объяснит: если член Совета Федерации, депутат Госдумы или действующий министр является собственником какой-нибудь мегафермы по производству коровьего молока и строит одно место за миллион рублей, то какая корова на протяжении своей жизни сможет себя окупить? Максимальная цена одного коровьего места на крестьянской ферме при этом составит 60-70 тысяч рублей.

    Секрет вот еще в чем. Почему государство в лице ВЭБа, ВТБ, Сбербанка охотно финансирует такие крупные проекты? Ну, во-первых, сложно отказать члену Совфеда или другому влиятельному человеку. Во-вторых, из чего складывается один миллион рублей затрат? Это 500-600 тысяч рублей субсидий из федерального бюджета. Вот и представьте себе:

    я, крестьянин, сделал себе ферму с себестоимостью коровьего места в 60 тысяч рублей, и мне будет 30 тысяч рублей субсидий. Я-то тогда зачем нужен министру, его заместителю? А когда 500 тысяч на одно место, очень удобно с одним человеком иметь дело. Давай на 10 тысяч голов устроим комплекс, будем иметь 5 млрд. субсидий, сам комплекс построим за 1 млрд., потому что он дороже не может стоить, а оставшиеся 4 млрд. будем делить.

    Я совсем не против агрохолдингов. Но какое отношение они имеют к развитию сельских территорий? Это огромные производства, крупный бизнес, который не должен находиться в системе Минсельхоза, как в той же Америке: там все крупные заводы по производству мяса и молока не получают дотаций. У нас же 92% всех государственных субсидий забирают 22 семьи агроолигархов. Как на оставшиеся 8% развивать шесть миллионов квадратных километров территорий?

    Государству следует определиться, нужно ли ему сельское хозяйство. Если нет, то к чему все эти разговоры? Власти не нужны села и деревни? Тогда они должны четко людям сказать, что на этом поставлен крест. Будем святым духом питаться. Но если объявили о поддержке сельского хозяйства, то давайте работать.

    Вопрос — в немедленной смене аграрной политики Кремля. Если этого не произойдет, то мы окажемся последним поколением крестьян.

    Надежда на грани отчаяния

    — В прошлом году под вашим председательством впервые собрался Федеральный сельсовет. Именно он выдвинул ключевые предложения по смене аграрной политики. Как будет действовать движение после того, как власти их проигнорировали?

    — Нельзя сказать, что их полностью проигнорировали. 70% заключений сельсовета легли в основу поручений президента от 6 мая 2014 года. На сегодняшний день это наш цитатник, настольная книга. Беда в том, что они не исполняются. Год прошел, а мы не видим перемен к лучшему, положение на селе ухудшается. Но надо понимать, что 20 лет искоренялось понятие труда на селе, к чему власти прилагали все усилия. Нас в какой-то мере, я считаю, держали и держат за дураков. Проблема в том, что мы оправдываем это «звание».

    — Какие сейчас настроения на селе?

    — Безмерная надежда на власть. Это что-то традиционное. Возможно, причина в том, что русский народ всегда чего-то опасается. Вечный страх его сковывает, и он вынужден этот страх чем-то заменять, какой-то надеждой: «может, скоро будет лучше». Если нет войны, уже хорошо, а если она есть — ну и хорошо, что она есть. Нынешнее состояние наших сел и деревень такое, что нам даже война ничего не испортит. Зато есть шанс в ней победить. Поэтому и расцветает воинственный патриотизм.

    — Чего ждете от нового сельскохозяйственного года лично вы?

    — Жду, что смилостивится Господь и пошлет нам хорошую погоду. Это более вероятно, чем какие-то действия нынешнего правительства. По моим ощущениям, там все делается для того, чтобы нам стало хуже. Когда поставили Федорова вместо Скрынник министром сельского хозяйства, у властей, видимо, была надежда, что он как опытный аппаратчик сельское хозяйство быстро в бараний рог скрутит. Не получилось… То ли совесть у этого человека была, то ли еще что, но он не кинулся все разрушать. И Кремль принял решение поставить Ткачева. Этот, я уверен, разрушит.

    Справка

    Василий Мельниченко — уральский фермер, глава хозяйства «Галкинское» в Свердловской области. Стал известен после резонансного выступления на Московском экономическом форуме в 2013 году. С тех пор он регулярно появляется на крупных дискуссионных площадках, рассказывая о проблемах села.

    С недавних пор возглавляет общественное движение «Федеральный сельсовет». Главная цель сельсовета — объединить общественные организации, государственные силы, политические движения и энтузиастов, которые готовы участвовать в спасении российского крестьянства.

    Денис Пискарев, специально для «Новой Газеты»

     

  • 3 декабря 2015 г. 9:15:39 MSK

    Доллар превысил 67 рублей в ожидании печальных итогов саммита ОПЕК

    Рубль продолжает падать на Московской бирже вслед за ценами нефть. Курс доллара в ходе сессии в среду впервые с 15 сентября превысил 67 рублей, евро пробился выше отметки 71 рубль.
    К 12.43 мск фьючерс на нефть Brent в Лондоне дешевеет на 1,1% - до 43,95 доллара за баррель в ожидании итогов очередного саммита ОПЕК, которые будут оглашены в пятницу 4 декабря.
    Исход встречи, скорее всего, предопределен, считает стратег по сырьевым рынкам Сбербанк CIB Виталий Ермаков: Саудовская Аравия решила проявить настойчивость, надеясь на то, что накопленный объем золотовалютных резервов (660 млрд долларов) поможет ей пережить период низких цен.
    «Более того, ОПЕК может не только не снизить, а наоборот - увеличить свою квоту с тем, чтобы адаптироваться к возвращению в состав организации Индонезии и подготовить базу для наращивания добычи Ираном после снятия санкций», - предупреждает Ермаков.
    Лимит добычи, составляющий 30 млн баррелей в сутки и нарушаемый картелем 11 месяцев подряд, может быть увеличен до 31 млн баррелей, заявил Reuters один из делегатов саммита.

    Индонезия добывает 900 тыс баррелей в сутки, Иран планирует увеличить добычу на 1 млн баррелей в сутки. В октябре ежесуточная добыча ОПЕК составила 31,3 млн баррелей.
    И хотя повышение квоты будет «техническим», риторика ОПЕК вполне способна «активизировать нефтяной рынок», отмечает главный аналитик банка «Зенит» Владимир Евстифеев.
    Ситуация для рубля усугубляется тем, что его текущий курс завышен относительно цен на нефть - баррель марки Urals по данным «Наанс-медиа» стоит в среду 2733 рубля на условиях FOB Приморск, при том что в бюджет заложена цена 3075 рублей на текущий год и 3165 рублей на следующий.
    «Не в пользу рубля играют и «фактор декабрьских внешних выплат (22 млрд долларов - ред.) и геополитические маневры», - добавляет Евстифеев.
    По прогнозу Goldman Sachs, уже этой зимой нефть может упасть до уровня себестоимости - около 20 долларов за баррель - из-за аномально теплой зимы в Европе и США, которую обеспечит сильнейший за последние 50 лет погодный феномен «Эль-Ниньо».
    В этих условиях властям РФ не остается ничего иного, кроме как продолжить девальвацию рубля, считает управляющий директор, глава отдела по развивающимся рынкам стран Европы, Ближнего Востока и Африки Credit Suisse Валерий Пушня.
    Россия уже видела резкое ослабление рубля, и «ничего не случилось, поэтому точно есть запас до 80 рублей за доллар», - считает Пушня.
    Источник

    • сообщений 951
    7 декабря 2015 г. 3:41:37 MSK

    В 55 регионах госдолг превышает 50% утвержденных доходов

    В Счетной палате назвали самые убыточные регионы России.

    По данным Счетной Палаты анализ оперативных данных об объеме государственного долга регионов и планируемом объеме доходов на 1 ноября 2015 года говорит о том, что в 55 регионах госдолг превышает 50% утвержденных доходов (без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений). Из них в 7 регионах указанное соотношение превышает 100% - Северная Осетия, Мордовия (156,1%), Белгородская область (103,6%), Костромская область (124,6%), Смоленская область (102,9%), Астраханская область (151,7%) и Чукотский автономный округ (119,2%).

    - Мы отмечаем существенные риски для этих регионов. Минфином ежегодно проводится мониторинг и оценка качества управления региональными финансами. В его рамках также анализируется уровень долговой нагрузки на региональный бюджет. Данные мониторинга свидетельствуют, что в 2014 году уровень долговой нагрузки на региональный бюджет 10 субъектов уже превысил 100% (Республика Карелия (119,3%), Республика Ингушетия (113%), Карачаево-Черкесская Республика (103,6%), Республика Северная Осетия–Алания (114,9%), Республика Мордовия (121,1%), Белгородская область (106,1%), Костромская область (121,1%), Смоленская область (115,6%), Астраханская область (100,8%) и Чукотский автономный округ (144,5%)), - сообщила «Известиям» глава Счетной палаты РФ Татьяна Голикова, отвечая на вопрос какие из регионов ведут наиболее непродуманную бюджетную политику с точки зрения исполнения долговых обязательств.

    По ее словам, в проекте закона «О федеральном бюджете на 2016 год» для решения проблемы госдолга субъектов (на конец ноября совокупный госдолг составил 2,494 триллиона рублей, – «Известия») первоначально были предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление бюджетных кредитов в сумме 140 млрд рублей. Однако ходе рассмотрения законопроекта в Госдуме было принято решение увеличить указанную сумму до 310 млрд рублей.

     Татьяна Голикова полагает, что эти средства могут быть направлены на покрытие дефицита бюджетов регионов, временных кассовых разрывов, а также на ликвидацию последствий стихийных бедствий. Однако, отмечают в Счетной палате, потенциал финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам регионов, должным образом в настоящее время не использован и темпы замещения коммерческих кредитов бюджетными (менее дорогими) могут быть увеличены до конца года.

    - У ряда регионов сегодня отсутствуют коммерческие кредиты. Однако при этом их бюджетные заимствования крайне велики. Наиболее крупными бюджетными кредиторами по состоянию на 1 ноября 2015 г. являются Республика Татарстан, заимствования которой составили 81,4 млрд руб., Оренбургская область (15,3 млрд руб.), Чукотский автономный округ (12,6 млрд руб.), Республика Дагестан (11,7 млрд руб.), Камчатский край (8,3 млрд руб.), Курская область (6,1 млрд руб.), - подчеркнула Татьяна Голикова.

    Тревожат Счетную палату исполнение бюджетов регионами в 2015 году, доходы которых запланированы в размере  9 трлн рублей, а расходы 10 трлн рублей. Это значит, что изначально на 1 трлн рублей бюджеты по расходам выполнены не будут. В то время как госдолг регионов имеет тенденцию к росту, как и проценты на его обслуживание. По информации Счетной палаты, расходы на обслуживание долга за 10 месяцев 2015 года возросли в структуре расходов регионов более чем на 30%.

    Отметим, что на встрече с активистами ОНФ в середине ноября, Татьяна Голикова особо подчеркнула, что постепенно долгами "идет вытеснение других расходов бюджетов, потому что им нужно платить процентные платежи". В это части Минфин ведет работу по замещению более дорогих коммерческих кредитов кредитами из федерального бюджета, однако в настоящее время доля коммерческих кредитов примерно равна доле кредитов из федерального бюджета.

    Опасения главы Счетной палаты разделяют и в Госдуме.

    - Проблема госдолга субъектов по-прежнему критична, потому что госдолг продолжает расти, несмотря на все предпринимаемые Минфином меры. На заседании Госдумы, где обсуждался бюджет с участием представителей Минфина, я спросил, что будет с госдолгом  к концу 2016 года после реализации всего комплекса мер поддержки из федерального бюджета бюджетов субъектов РФ. Ответ был такой, что госдолг вырастит до 2,9 триллионов рублей, - заявил "Известиям" первый зампред комитета ГД по бюджету и налогам Виктор Коломейцев, считающий, что Минфин доводит ситуацию до критичной.

    По его словам, все социальные риски нестабильности неисполнения  сегодня перемещаются в субъекты федерации. Парламентарий считает что не случайно президент в своем послании сказал о необоснованном закрытии школ,больниц, учреждений культуры, которые закрываются из-за недостатка средств и так называемой оптимизации, вызванной бедностью региональных  бюджетов.  

    - Думаю, что в ходе исполнения бюджета 2016 года, мы еще не раз вернемся к этой проблеме. Если будут дополнительные доходы, то будет приниматься решение об оказании дополнительной помощи в виде дотаций. Потому что в бюджете 2016 года все на уровне 2015 года, никакого роста поддержки субъектов нет, - подчеркнул Коломейцев. 

    - Мы критически относимся к этой ситуации и считаем ее болевой точкой,  - согласился с коллегой также первый зампред комитета ГД РФ по бюджету Сергей Катасонов. По его словам, он подержал бюджет во втором чтении, потому что в него была внесена поправка, по которой было добавлено 170 млрд рублей на замещение коммерческих кредитов регионов.

    - Если говорить о сумме госдолга в целом, которая превышает 2 триллиона рублей,это во многом коммерческие кредиты, эта цифра лично меня повергает в шок, потому что расходы на обслуживание этих кредитов составляют 645 млрд рублей. Это больше, чем все, что мы тратим на ЖКХ или на образование и здравоохранение, - отметил парламентарий, считающий, что в первую очередь Минфин должен помочь погасить регионам кредиты иностранным банкам и не поддерживать чужие экономики.

    Заместитель завкафедрой региональной экономики и экономической географии департамента прикладной экономики НИУ ВШЭ Алексей Скопин считает, что пока меры, предпринимаемые Минфином недостаточны. 

    - В ближайшее время долг регионов по рассчетам Минфина увеличится до 3 триллионов рублей. Если бы мы видели другую тенденцию, то можно было бы сказать, что проблема, действительно, решается, а так она только усугубляется, - считает эксперт.

    http://newsland.com/news/detail/id/1654128/


    Это сообщение было отредактировано Олег Хоренко 7 декабря 2015 г. 3:41:54 MSK
    • сообщений 531
    9 декабря 2015 г. 18:18:09 MSK

       Чистый отток капитала из России за 11 месяцев составил $53 млрд.

    Чистый отток капитала из России в январе-ноябре составил $53 млрд, свидетельствует предварительная оценка Банка России.

    ЦБ констатировал, что отток капитала сократился более чем вдвое по сравнению с сопоставимым периодом прошлого года ($118,7 млрд).

    "Его уровень сформировался в основном в первом полугодии 2015 года за счет операций, связанных с погашением внешних обязательств банками и наращиванием иностранных активов прочими секторами. Величина чистого вывоза капитала частным сектором во втором полугодии текущего года сложилась на минимальном за последние годы уровне на фоне существенного уменьшения объема выплат по внешнему долгу и сжатия чистого спроса на иностранные активы", - говорится в пресс-релизе на сайте регулятора.

    Как следует из статистики Банка России, отток капитала в ноябре сложился на уровне $2,8 млрд. Ранее ЦБ улучшил прогноз по оттоку капитала на этот год до чуть более $70 млрд с $85 млрд.

    Минфин ожидает, что по итогам года отток капитала составит $60-65 млрд.

    Минэкономразвития ожидает, что отток капитала в 2015 году будет ниже $70 млрд, что создает достаточно комфортную ситуацию для курса рубля. "Есть высокая степень зависимости между курсом национальной валюты и конъюнктурой нефтяных цен. Хотя не надо упускать из виду и влияние капитального счета, динамику притока-оттока капитала. Мы сейчас видим, что ситуация с реальной динамикой (оттока - ИФ) гораздо лучше, чем это прогнозировалось. И мы, и ЦБ улучшили свои ожидания по оттоку капитала на этот год. Думаю, что он не превысит $70 млрд, будет даже немножко меньше", - заявил ранее министр экономического развития Алексей Улюкаев.

    По итогам 2014 года чистый вывоз капитала составил $154,1 млрд.

    http://www.interfax.ru/business/484094


    Это сообщение было отредактировано Гущин Алексей 9 декабря 2015 г. 18:18:23 MSK
    • Модератор
    • сообщений 526
    10 декабря 2015 г. 14:24:40 MSK

    «Диалог власти и бизнеса — это разговор мясника с коровой». Бизнесмен разгромил чиновников на МЭФ (ВИДЕО)

    Предприниматель Дмитрий Потапенко стал звездой соцсетей после того, как выступил с эмоциональной речью о проблемах бизнеса. По его словам, «четыре нокаутирующих удара бизнесу нанесла власть».

    «Диалог власти и бизнеса в последние 20 лет — это разговор мясника с коровой». В соцсетях набирает популярность видеозапись выступления бизнесмена Дмитрия Потапенко на Московском экономическом форуме (МЭФ). Управляющий партнер Management Development Group призвал власть отстать от бизнеса: «Чем меньше о нас заботятся, тем мы больше на свободе!» В перепалку с Потапенко вступил депутат Владимир Гутенев. В ответ бизнесмен сравнил работу чиновника с «держанием свечки», чем вызвал аплодисменты зала.
    — Вызовов внешних я не вижу, извините. Работая в Бельгии, Чехии, Болгарии и Китае, в общем, неплохо владею информацией, я там работаю девять лет. Всем мы фиолетовы, скажу прямо. Четыре нокаутирующих удара нанесены исключительно нашими экономическими властями. Запретительные и запредельные ставки кредитования — это нам не Обама их сделал. Два года назад была такая ситуация, когда проверяли компании, даже три года не отработавшие со следующей формулировкой: три миллиона в акт, полтора нам и придумайте, что в акт писать. Точно такая же история с тем, когда идет разговор о том, что предпринимателей не надо закрывать до суда. Два года назад эту историю по всем канала просвистели, тогда было закрыто 3,5 тысячи предпринимателей, прошло два года — 6,1 тысячи. Чем меньше о нас заботятся, тем, похоже, мы больше на свободе. То, что мы все в огне и в войне, это, конечно, классно, но со стороны выглядит это ужасно. Когда я вынужден работать в том же Китае, как Китай относится к нам — неплохо было бы читать прессу на национальных языках. Не надо сравнивать 13-ю экономику мира и первую экономику мира, это все равно, что вы будете сейчас дружить с третьеклассником. Китай для нас — тяжелейший партнер и очень под большим вопросом: партнер ли он нам?

    — Дмитрий Олегович, давайте мы не будем говорить о белоснежном российском бизнесе и каждые три года открывать новую компанию, чтобы не попадать под проверки, это не самая мудреная схема.

    — 25 лет в каждый кабинет приходит, и весь диалог именно такой: нас лечат, как нам вести бизнес. За этот год у меня 25 проверок. У нас 36 контролирующих органов, 600 подзаконных актов. За рубежом, чтобы открыть один и тот же бизнес, и здесь, и там, издержки в четыре раза меньше. И почувствуйте разницу.

    — Если бы вы действительно на зарубежных рынках работали, вы бы видели, как в цивилизованной Швейцарии цивилизованные швейцарские банкиры находят причины не отдавать те деньги, которые размещены…

    — Я девять лет там работаю, извините.

    — Под различными предлогами…

    — Я девять лет там работаю.

    — А я возглавляю комиссию по противодействию коррупционных...

    — Я не знаю комиссию, я девять лет там работаю, простите.

    — Проблем там не меньше.

    — Это вам так кажется. Вот когда вы будете своими деньгами, руками делать, а не комиссии возглавлять, вы знаете, разница есть — свечку держать и руками работать.
    Дмитрий Потапенко занимался бизнесом с начала 1990-х, основав сеть магазинов электроники. В середине 2000-х он являлся управляющим сбытовой сети «Пятерочка», а с 2005 года — является управляющим партнером компании Management Development Group. На данный момент видеозапись речи Потапенко набрала уже более 250 тысяч просмотров на YouTube.


    Это сообщение было отредактировано Андрей 10 декабря 2015 г. 20:35:49 MSK
    • сообщений 531
    11 декабря 2015 г. 12:04:54 MSK

    Россия согласилась на нерентабельные продажи зерна в Китай

    Россия и Китай договорились о поставках зерна на китайский рынок на крайне жестких для отечественных сельхозпроизводителей условиях, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на текст готовящегося к подписанию двустороннего межгосударственного меморандума.

    Власти КНР, с неохотой открывающие свой рынок для новых поставщиков, добились включения в соглашение пунктов, которые сделают бизнес для РФ практически нерентабельным.

    В протоколе в частности отмечается, что экспортируемое в Китай зерно с целью предотвращения просыпки и попадания влаги должно быть упаковано в мешки или перевозиться транспортными средствами, специально предназначенными для зерна.

    Главы Зернового союза РФ Аркадий Злочевский называет эти условия «диксриминационными».

    "Во всем мире зерно перевозится насыпью. России же предлагают возить в мешках, что делает такие поставки совершенно нерентабельными. Подобных условий для других экспортеров Китай не выставляет», - объясняет Злочевский.

    «Условия Китая радикально ограничивают потенциальные объемы экспорта", - согласен директор "Совэкона" Андрей Сизов.

    Минсельхоз тем временем планирует поставить в КНР до 1 млн тонн зерна в следующем году.

    Ограничен и набор регионов РФ, которые будут допущены к таким поставкам. Из протокола следует, что пшеницу Китай готов закупать в Алтайском и Красноярском краях, Новосибирской и Омской областях. Кукуруза, соя и рис пойдут из Хабаровского, Приморского и Забайкальского краев, Амурской области и Еврейской автономной области, рапс - из Сибирского и Дальневосточного регионов.

    Между тем основные объемы зерна в России выращивает Краснодарский край. И властям пока еще предстоит решить, как сделать поставки из этого региона рентабельными, признает источник в Минсельхозе.

    http://www.finanz.ru/novosti/birzhevyye-tovary/rossiya-soglasilas-na-nerentabelnye-prodazhi-zerna-v-kitay-1000956723

    Это сообщение было отредактировано Гущин Алексей 11 декабря 2015 г. 12:05:41 MSK
    • сообщений 531
    14 декабря 2015 г. 11:41:13 MSK

    Эльвира Набиуллина усомнилась в значимости курса валют для граждан России

    По словам главы ЦБ, более важный показатель для населения — уровень инфляции.

    «Люди зарабатывают в рублях и в основном тратят деньги в России на товары, цены на которые также выражены в рублях. Поэтому показатель инфляции имеет гораздо большее значение и большую важность в жизни каждого человека», — сказала Набиуллина в эфире Первого канала.

    На днях министр финансов Антон Силуанов допустил снижение стоимости нефти до 30 долларов за баррель. По его словам, низкие цены на сырьё будут доминировать и в следующем году, поэтому России следует готовиться к непростым временам.  

    http://govoritmoskva.ru/news/62380/


    Это сообщение было отредактировано Гущин Алексей 15 декабря 2015 г. 2:24:15 MSK
  • 14 декабря 2015 г. 22:00:48 MSK

    Инфляция для людей, возможно, и главный фактор, по сравнению с курсом рубля. Но пока до широкого импортозамещения далеко люди прекрасно понимают, что любой импортный товар: компьютер, телефон, автомобиль, холодильник, телевизор и т.д. будет дорожать пропорционально падению курса нашей валюты, а не пропорционально инфляции.

    Хотя большинство наших людей и тратят деньги в России, но покупают регулярно именно импортные товары, так как своих аналогичных в России просто нет.

    • Модератор
    • сообщений 526
    21 декабря 2015 г. 10:40:54 MSK

    Почему российские миллиардеры не торопятся выводить свой бизнес из офшоров

    Forbes узнал у российских миллиардеров, что они делают в связи с новым законом о контролируемых иностранных компаниях

    Одним из важнейших событий 2015 года для бизнесменов стало вступление в силу закона о контролируемых иностранных компаниях (КИК). Закон доставил много хлопот предпринимателям, которые использовали при структурировании бизнеса компании, зарегистрированные в самых разных, в том числе офшорных, юрисдикциях. Forbes опросил 87 российских миллиардеров и попытался выяснить, что они делают в связи с новым законом. 

    Закон вносит изменения в Налоговый кодекс: любые иностранные компании, трасты, фонды и другие структуры без образования юридического лица признаются контролируемыми иностранными компаниями, если они не являются налоговыми резидентами РФ, а их контролирующие акционеры, наоборот, являются российскими резидентами. Контролирующим лицом признается акционер с долей более 25% акций. Такое правило работает, если на всех акционеров — резидентов РФ — приходится менее 50% в компании. Если же доля всех акционеров — резидентов РФ в КИК превышает 50%, то контролирующим лицом считается и акционер с долей более 10%. Контролирующий акционер должен уведомлять налоговые органы о своих иностранных компаниях и платить налог на прибыль пропорционально своей доле. 

    С помощью закона власти подталкивают предпринимателей переводить головные структуры в Россию. Для крупного бизнеса сделать это достаточно сложно, иногда невозможно.

    На наши вопросы официально ответили 22 миллиардера.

    Самым простым вариантом избавить себя от хлопот и при этом не раскрывать свои заграничные компании было просто перестать быть налоговым резидентом России. Для этого человеку необходимо находиться на территории России менее 183 дней в году. 

    Подавляющее число респондентов на вопрос о смене резидентства ответили отрицательно: «Был и остаюсь резидентом РФ». Свой статус нерезидента подтвердили четыре человека: Дмитрий Рыболовлев 14 (Монако), Елена Батурина 85 (Великобритания), Геннадий Тимченко 9 (Швейцария) и Андрей Мельниченко 13, который уже 10 лет не является налоговым резидентом России, но в какой юрисдикции платит налоги, не сообщил. А вот Василий Анисимов 43, который раньше жил в Швейцарии, сказал Forbes, что стал налоговым резидентом РФ, где и будет платить все налоги. 

    Лишь один миллиардер на условиях анонимности признался, что по результатам 2015 года станет налоговым резидентом Мальты. По данным Forbes, нерезидентами станут и два из пяти российских акционеров основных компаний «Альфа-Групп» — Михаил Фридман 2 и Алексей Кузьмичев 16. На их долю приходится более 50% акций в компаниях группы, так что всем остальным — Герману Хану 11, Петру Авену 20 и Андрею Косогову 62 — не придется уведомлять налоговиков об участии в иностранных структурах. 

    Миллиардеры часто встречаются в Лондоне или Женеве, но с уверенностью сказать, стал тот или иной человек нерезидентом, не могут. 

    «Уехало много народу, но никто же друг друга не спрашивает о резидентстве», — говорит один из завсегдатаев лондонских встреч соотечественников. 

    Не все миллиардеры готовы проводить по полгода вне России ради статуса нерезидента. «Как работать, если ты полгода не в России? Это можно позволить себе только на пенсии. В основном все раскрываются. Нерезидент — это исключение», — сказал Forbes один из участников списка. Есть важный нюанс — количество дней, проведенных вне России. «Кто, кроме самих предпринимателей, может правильно эти 183 дня сосчитать? Люди считают каждый день, проведенный в России, собирают посадочные талоны. Думаю, 80% так себя ведут», — поясняет банкир, живущий в Лондоне. 

    Вариант ответа «ничего не менял, остался контролирующим лицом КИК, налоги с доходов КИК буду платить в России» выбрали пять человек: Алексей Мордашов 5, Алексей 64 и Дмитрий Ананьевы 65, Дмитрий Мазепин 63 и Дмитрий Каменщик 27. 

    Самым желаемым для властей вариантом — переводом холдинговых компаний в РФ — воспользовались немногие, и то лишь частично. Трем миллиардерам из списка — Владимиру Евтушенкову 35, Глебу Фетисову 71 и Арасу Агаларову 46 — практически ничего делать не пришлось. Представитель Фетисова сообщил, что бизнесмен еще в 2013 году перевел весь бизнес в российский Консорциум «Губернский», чтобы получить право участвовать в выборах депутатов Московской городской думы в 2014 году. «Крокус» Агаларова также находится в России. 

    Владимир Евтушенков владеет контрольным пакетом АФК «Система» напрямую как физическое лицо. «Подавляющее большинство наших компаний ведет бизнес в России, зарегистрировано в России и платит налоги в России. Что касается компаний, ведущих бизнес в других странах (например, в Индии), то по ним мы своевременно подали все предусмотренные законом документы» — таким был ответ бизнесмена.

    Частично свои активы перевели в новые российские холдинги Алишер Усманов 3 («АФ Телеком Холдинг» и «ЮэСэМ Металлоинвест»), Виктор Вексельберг 4 («Ренова Холдинг Рус» и «Ренова Легаси Рус»), Геннадий Тимченко 9 («Волга Груп»). Аркадий Ротенберг 60 стал прямым владельцем российской компании «Стройгазмонтаж». Тимченко и Ротенберг перевели бизнес в Россию скорее из-за наложенных на них санкций. 

    Бизнесмены строят разные обходные схемы, в которых не хотят открыто признаваться, кто-то сетует на то, что исполнить требования закона невозможно, кому-то не хватает времени. 

    «Конечно, мы все приведем в соответствие. Но от нас хотят невозможного — чтобы мы перестроили за год то, что создавали 20 лет. У меня 550 различных компаний, как я могу за один год все перевести в Россию? Нам как минимум нужно четыре года», — говорит один из миллиардеров. 

    Массовой перестройки холдингов и раскрытия КИК пока не видно. «Случаев, чтобы кто-то сам раскрылся, мало. «Если компанию обнаружили в ходе глубокой налоговой проверки, то о ней, конечно же, сообщат, но потом впоследствии закроют и использовать не будут», — считает Екатерина Леоненкова, руководитель налоговой практики юридической компании «Яковлев и партнеры». — Закон вызывает много вопросов, все постоянно меняется, люди просто не понимают последствий того, что их может ждать в будущем, поэтому не торопятся».

    В то же время, по ее словам, крупные компании, которые хотят работать с государственными средствами, вынуждены раскрываться и приводить свои структуры в соответствие с законом, поскольку «государство идет к тому, чтобы не давать деньги тем, за кем стоит офшор». 

    Раскрывшие свои КИК должны быть готовы к сюрпризам — по закону они обязаны предоставлять в налоговую аудированную бухгалтерскую отчетность всех компаний, образующих цепочки владения активами. Обычно это сложные цепочки, включающие офшорные компании из различных юрисдикций, и подготовить отчетность по ним очень сложно. 

    Скоро этих сложностей станет меньше — в Минфине готов второй пакет поправок к закону, который Госдума планировала принять к концу декабря. «Эти поправки упростят дальнейшее ведение отчетности компаний после раскрытия. Юридическая работа по раскрытию не меняется, но отчетность в дальнейшем становится более адекватной, реалистичной, рабочей», — уверен один из членов правления РСПП. 

    Одна из самых важных поправок: КИК смогут вести бухгалтерскую отчетность не только по МСФО, но и по тем стандартам, которые приняты в стране, где они зарегистрированы. 

    Что грозит за невыполнение требований закона? Административный штраф в размере 100 000 рублей за каждую нераскрытую компанию. Миллиардеры могут не волноваться. 

    При участии Ирины Мокроусовой

    Источник

  • 24 декабря 2015 г. 9:47:18 MSK

    Сергей Глазьев. Советы в пустоту?

    За несколько дней до того момента, когда вся страна внезапно узнала о том, что «пик кризиса остался позади», известный российский экономист Сергей Глазьев дал интервью изданию «Бизнес Online», в котором, что называется, раздал всем сестрам по серьгам. Прежде чем рассмотреть суть тех заявлений о состоянии дел в российской экономике, стоит в качестве этакого пролога представить фразу Сергея Глазьева, отображающую всю суть эффективности менеджеров, управляющих экономикой РФ:


    если бы наши горе-либералы и монетаристы управляли Германией после войны, она бы до сих пор лежала в руинах, они бы ждали, пока люди из 60 марок накопят 6 миллионов.

    Сергей Глазьев, который, на секундочку, является советником президента России по вопросам региональной экономической интеграции, в ходе интервью заметил, что при той экономической парадигме, которая осуществляется сегодня, России в лучшем случае светит нулевой рост или рост в пределах статпогрешности. При этом Глазьев предлагает целый комплекс мер, который, по его словам, способен разогнать экономику страны до 8-9%-ного годового роста в краткосрочной перспективе. О предложениях чуть ниже. А пока риторический вопрос:

    если предложения о повышении эффективности российской экономики есть, но они не реализуются властями, то выходит, что либо советник Сергей Глазьев как-то скромно подходит к президенту России с советами, либо президент России советами Сергея Глазьева пренебрегает, либо президент советами не пренебрегает, но вот их реализация сводится к нулю, теряясь в иных властных кулуарах.

    Каждый для себя на этот вопрос, естественно, волен ответить самостоятельно, а потому самое время затронуть тему тех самых предложений, которые исходят от Сергея Юрьевича, позиционирующего себя явным оппонентом экономических «гуру», засевших в МЭРе, Минфине и Центробанке.

    Итак, первое предложение, исходящее от Сергея Глазьева, заключается в том, чтобы перестать всеми силами и средствами держаться за показатели инфляции, фактически убивая реальный сектор экономики – производственную сферу. По мнению экономиста, сегодня правительственные структуры должны предпринять все меры для того, чтобы процентная ставка для бизнеса и производственной деятельности была сведена к минимуму. Глазьев уверен, что именно "дешёвые и длинные" деньги позволят стимулировать производственный процесс, создать новые рабочие места, привлечь существенные инвестиции и сделать российские товары реально конкурентоспособными и нацеленными на полноценное импортозамещение. На импортозамещение, а не на заявления об импортозамещении...

    По словам доктора экономических наук Сергея Глазьева, который является академиком Российской академии наук, дешёвые кредиты для отечественной производственной сферы подстегнут к развитию и многие другие отрасли. Из интервью Глазьева изданию «Бизнес Online»:
    И хотя наши монетаристы под деньгами понимают золотые монеты и не имеют ни малейшего представления о роли кредита в экономике, и в Европе, и в Америке, и в Японии, и в Китае, и в Корее именно создание дешевых кредитных ресурсов и управление механизмами доведения этих ресурсов до инновационных секторов экономики в целях поддержки инвестиционной активности является главным направлением макроэкономической политики. Например, в США после начала финансового кризиса денежная масса выросла в четыре раза, в Японии — в два раза, в Англии — более чем в четыре раза, в Китае рост ещё более стремительный. Это следствие того, что денежные власти передовых стран используют кредитование экономики, дешёвое и разнообразное, как главный инструмент поддержки перехода к новому технологическому укладу и выводу на новую кондратьевскую волну роста.

    При этом Глазьев отмечает, что без дешёвых и длинных денег для реального сектора экономики Россия будет ориентирована исключительно на сырьевой сегмент, который, как показывает практика, является фактически инструментом влияния на Россию. Спекулятивный характер резкого падения цен на нефть не отрицают даже западные эксперты, которые считают, что нет никаких объективных причин тому, чтобы цена на нефть в течение года с небольшим рухнула почти в три раза и продолжает «искать дно» при отсутствии неразрешимых экономических проблем в ведущих экономиках мира.

    Советник президента призывает не опасаться того, что вливание денежной массы в целях поддержки реального сектора экономики приведёт к повышению объёмов долга. По словам Глазьева сейчас вообще глупо обращать внимание на одёргивания со стороны, например, МВФ, в задачи которого входит всё, что угодно, но только не реальный экономический рост в России. Действительно. Сложно говорить о том, что необходимо железобетонно исполнять свои обязательства перед тем же МВФ, который по сути подорвал всю экономическую основу современного мира, приняв решение о возможности кредитования украинской экономики даже в том случае, если эта экономика придёт на основании невыплат по кредиту к дефолту. Кстати, о необходимости не особенно реагировать на требования МВФ по поводу экономических принципов России Сергей Глазьев заявил ещё до того, как совет директоров Фонда принял своё «эпохальное» решение по Украине.

    Высказался Глазьев по ходу интервью и об Украине:
    Давайте говорить откровенно. Украина сегодня — это не страна, это не государство, это оккупированная территория. Там даже Конституции нет. Она была отменена в прошлой редакции еще Януковичем, а новая так и не принята. На Украине действует американская власть, и центром принятия решений является американское посольство и Вашингтон, как мы могли убедиться по недавнему визиту Байдена, который приехал как фюрер на подведомственную территорию. Вся украинская власть формируется в кадровом отношении американцами — и министры, и списки политических партий, и политические лидеры, все согласовывается с американским послом и Госдепом. СБУ, по сути, является разновидностью гестапо.

    Но вернёмся в Россию… Сергей Глазьев говорит о том, что политика ЦБ по обрушиванию курса рубля в качестве инструмента «стабилизации» экономики на долгие годы отдаляет перспективу перехода российского рубля к статусу резервной валюты на пространстве ЕАЭС. По словам экономиста, страны, входящие в ЕАЭС потеряли уверенность в рубле, который самим Центробанком доведён до состояния, не отражающего потенциала Евразийского экономического союза. Глазьев говорит о том, что в рубль перестали верить. На вопрос о лихорадке рубля Сергей Юрьевич отвечает так:
    Все биржевики и брокеры знают, что курс рубля манипулируется. Все знают, кто манипулирует. За эти вещи в США дали бы пожизненное и не одно, в Англии — штрафы в десятки миллиардов фунтов, в Китае — расстреляли бы. А у нас эти люди позволяют себе учить всех остальных жизни...

    А ведь действительно учат… Заявляют о том, что тёмные, дескать, людишки, включая Глазьева, ничего не смыслят в экономике, которая не должна ориентироваться на запросы реального сектора, а должна жечь резервы в надежде на повышение цены на нефтяной баррель, который снова принесёт «спасительные» нефтедоллары – пустые бумажки, которыми наводняет самые разные экономики мира печатный станок, обслуживающий триллионные долги самих Штатов.

    По словам Глазьева, только реальный суверенитет национальной финансовой системы даст возможность растолкать экономику и придать ей импульс для устойчивого роста. А для этого требуется хотя бы то, чтобы правительство не спало в момент спада ВВП.

    Помимо дешёвых кредитов для бизнеса, для высокотехнологичных отраслей Глазьев предлагает на практике реализовать государственно-частное партнёрство. Пока такого рода партнёрство у нас больше походит на междусобойчик, когда на почве откатов тот или иной аффилированный частник получает от государственных институтов сумму, после чего в лучшем случае половина от неё идёт на реализацию проекта. В худшем случае сразу после получения денег компанией и отката определёнными чиновниками проект остаётся только на бумаге, а фирма вдруг оказывается банкротом, «не рассчитавшим своих экономических сил». Глазьев предлагает создать прозрачную систему, в которой государственно-частное партнёрство будет реализовано в следующем виде:
    «Если готов работать на развитие экономики, получаешь кредитные ресурсы и стабильные макроэкономические условия».
    И теперь всё-таки стоит перейти к вопросу, который поднимался в материале выше: почему, казалось бы, очевидно позитивные инициативы Сергея Глазьева не проходят? Да всё очень просто: ведь если они будут проходить (хотя бы то же прозрачное государственно-частное партнёрство), то рухнет целая башня, которая по кирпичику создавалась в течение многих лет при самых разных президентах и премьерах. Рухнет сам принцип коррупционно-либеральной экономики, главным атрибутом которого стал вывод средств за рубеж, и который, кстати, многими выдаётся за некое инвестирование неких внешних проектов. Если это инвестирование, то почему российские деньги в большинстве случаев всплывают в оффшорах где-нибудь на Британских Виргинских островах, а не возвращаются с прибылью обратно в Россию?..

    Есть мнение, что инициативы Сергея Глазьева будут и дальше откровенно игнорироваться, хотя бы по той причине, что у экономического руля государства стоят лица, названные небезызвестным г-ном Ходорковским людьми, «с которыми можно было бы вполне работать в условиях новой России». Новой – по Ходорковскому – это «постреволюционной», «отмайданенной» по образу и подобию соседней Украины.

    Кстати, интересно было бы узнать мнение российского «экономического блока» по поводу того, чем же для него так плохи предложения Сергея Глазьева...

     

    Источник


    Это сообщение было отредактировано Александр Василевицкий 24 декабря 2015 г. 9:49:40 MSK
  • 24 декабря 2015 г. 23:01:01 MSK

    Счетная палата обвинила правительство в манипулировании цифрами

    Глава Счетной палаты (СП) Татьяна Голикова открыла вчера крайне неприглядную, темную сторону действий российского правительства, о которой услышишь далеко не каждый день. Аудиторы установили, что министерства не заботятся об эффективности и экономии, напротив – они произвольно наращивают расходы, а также мешают попыткам оценить их работу. Поддерживаемые ведомствами госпрограммы оказались лишь красивой оболочкой: деньги выделяются, а результатов практически нет. Впервые опровергла Голикова и распространенное утверждение о негативном влиянии майских указов президента на состояние региональных бюджетов.

    Далеко не обо всех нюансах работы правительства можно услышать из уст министров и премьера. Вряд ли министры часто признаются, что они регулярно занимаются настоящим очковтирательством. Примеры манипуляций с цифрами, а также бюджетной безграмотности вчера привела Счетная палата в разосланном докладе Татьяны Голиковой.

    Голикова напомнила: был принят антикризисный план, правительство решило провести секвестр бюджета на 10%. «При этом оставшиеся 90% было предложено перераспределить соответствующим главным распорядителям. То есть приоритеты были выбраны ровно перпендикулярно по отношению к антикризисному плану, – поясняет Голикова. – Получилось так, что Минфину и правительству для того, чтобы реализовать антикризисный план, пришлось искать иные финансовые источники, чтобы эти приоритеты поддержать. А собственно перераспределение в рамках оставшихся 90% осуществили сами министерства с известным результатом. Но самое главное, что потом эти 10% были благополучно восстановлены, даже еще в большем объеме и с меньшим эффектом, чем ожидалось».

    Государственные программы не стали инструментом надлежащего бюджетного планирования, добавляет Голикова. По ее словам, «пока не удалось установить четкую взаимосвязь между бюджетными ассигнованиями и результатами, которые получаются за эти бюджетные ассигнования». «Программы – эта некая оболочка, модная, красивая, но не приводящая пока ни к какому результату», – добавила она.

    В госпрограммах обычно прописано огромное количество показателей, по которым предлагается судить об эффективности их реализации. Однако часто эти показатели не имеют никакого отношения к конечному результату, их вводят только потому, что по ним легко отчитаться, вне зависимости от того, помогла госпрограмма в решении какой-либо проблемы или нет. Причем под все эти показатели, под все необходимые мероприятия из дефицитного бюджета выделяются немалые деньги. А расходуются они, судя по всему, крайне неэффективно.

    В докладе Счетной палаты содержится критика в адрес Минэкономразвития, отвечающего за реализацию госпрограмм. Ведомство Алексея Улюкаева большинство проанализированных госпрограмм в своем отчете признало эффективными. Однако анализ Счетной палаты показывает, что это далеко не так. Любопытно, что ведомство Голиковой выявило даже откровенные манипуляции цифрами.

    «Анализ эффективности реализации госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика» показал, что для фиктивного завышения результатов могут быть применены самые простые методы, методы элементарной математики. Что я имею в виду? Фактическое значение показателя «доля устраненных нарушений в общем числе выявленных нарушений антимонопольного законодательства» в 2012 году составило 83,4%, в 2013 году – 83% (при запланированном уровне 85%). Если мы так смотрим на показатели, то видим реальное ухудшение фактической ситуации. Что сделало Минэкономразвития? В силу особенностей использованной методики оценки показатель 2013 года (83%) был поделен на показатель 2012 года (83,4%). 

    В результате оценка эффективности по данному показателю составила 0,98, то есть эффективность оценивается как высокая», – рассказывает Голикова.

    Сообщила Счетная палата и о неразберихе в госфинансировании медицины. Пример: сегодня как минимум 2,8 млн военнослужащих и приравненных к ним лиц отнесены к категории неработающих граждан. И в этом случае их медицинское обслуживание начинают оплачивать региональные бюджеты, поясняют аудиторы. В то время как если статусные больные попадают в учреждения регионов, то по закону за них должно платить Минобороны, а также правоохранительные органы, обращает внимание Голикова.

    На этом разоблачения не закончились. Голикова впервые открыто опровергла тезис, что именно майские указы президента, подписанные в 2012 году, стали главной причиной разбалансировки региональных бюджетов. «Госдолг регионов начал расти с 2011 года. С 2011 года по 1 декабря 2015 года он возрос на 1 трлн 20 млрд руб. Это очень серьезная сумма. И не было ни одного года в этом интервале, когда бы он сокращался. И все время росла доля коммерческих кредитов», – указала Голикова. Другими словами, проблемы начались задолго до того, как были подписаны майские указы.

    Минфин, в свою очередь, «сражался с последствиями», пытаясь изменить структуру регионального долга, сократить долю коммерческих кредитов и увеличить долю бюджетных кредитов, выдаваемых на льготных условиях. Этого, как показывает доклад СП, не произошло. «Ноябрь нам дал прирост коммерческих кредитов на 2,2 пункта по стране в целом и сокращение на 1,8 пункта бюджетных кредитов. И у нас снова исказилась пропорция: 38,3% – это доля коммерческих кредитов в общем долге регионов, 36,9% – это бюджетные кредиты», – сообщила Голикова.

    Напомним, что именно с майскими указами некоторые губернаторы, депутаты и эксперты связывали проблемы местных бюджетов. В частности, чуть ли не каждые полгода после мая 2012 года аналитики Standard&Poor’s предупреждали, что решение о повышении зарплат бюджетников сильно повлияло на состояние региональных бюджетов, ведь большинство расходов, связанных с этими зарплатами, финансируется именно из бюджетов регионов.

    Опрошенные «НГ» эксперты согласились, что проблемы с региональными бюджетами действительно начались раньше, однако майские указы усугубили ситуацию. В условиях же кризиса решить эту проблему все сложнее. «Коммерческие займы проще получить. Но условия кредитования напрямую зависят от активности региона-эмитента на долговом рынке. Чем чаще регион прибегает к эмиссии, тем активнее растет его долг, тем ниже кредитные рейтинги, выше проценты и тем дороже обслуживание долговых обязательств», – поясняет руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. По его словам, итог печален – некоторые регионы сегодня уже находятся в долговой яме.

    Судя по всему, регионам действительно намного проще обратиться за кредитом к коммерческим банкам. А высокие процентные ставки потом переложить на бюджет. В этом случае не придется ждать, когда бюрократическая машина сдвинется с места и будет принято решение федерального правительства. Да и банки крайне заинтересованы в том, чтобы получить столь выгодного клиента, как субъект РФ, за которого в случае угрозы банкротства расплачиваться будет федеральный Центр. Возможно, в этом и состоит главное объяснение, почему властям пока не удается кардинально изменить структуру регионального долга.         

    Источник