Форумы » Пенсии и пенсионеры

Пенсионный калькулятор

    • сообщений 165
    26 ноября 2013 г. 20:44:13 MSK

    Пенсионный калькулятор на сайте Минтруда — это попытка убедить граждан, что нынешняя реформа российской пенсионной системы принесет им в старости достойную пенсию. К реальности расчеты, полученные с его помощью, никакого отношения не имеют

    • сообщений 165
    26 ноября 2013 г. 20:50:39 MSK

    ПЕНСИОННЫЙ КАЛЬКУЛЯТОР: А вы, друзья, как ни считайте…


    Появление в конце июня на сайте Министерства труда и социальной защиты пенсионного калькулятора, с помощью которого можно рассчитать свою будущую пенсию по новой пенсионной формуле, вызвало настоящий ажиотаж среди пенсионных экспертов и будущих пенсионеров. Менее чем за неделю размером своей пенсии по новым правилам поинтересовались более 700 тыс. сограждан.  Многие остались довольны получившимися расчетами, среди таковых и глава правительства Дмитрий Медведев, насчитавший себе пенсию в 70 тыс. рублей. Более того, даже автор этих строк с удивлением обнаружил, что при одинаковых вводных данных по новой формуле пенсия у него будет на 13% выше, чем по существующей.

     

    Новая формула, по которой с 2015 года будут рассчитываться трудовые пенсии граждан, была анонсирована еще в апреле этого года, но только через три месяца Минтруд запустил свой калькулятор. Появление его именно сейчас не случайно. Проект новой пенсионной формулы в виде проекта закона «О страховых пенсиях» появился на портале раскрытия информации о новых правовых актах аккурат через три дня после начала работы калькулятора. К 1 августа Минтруд, ответственный за разработку новой пенсионной формулы, должен завершить антикоррупционную экспертизу и общественное обсуждение проекта и представить его в Госдуму. Слушания предложений ведомства в парламенте, как ожидается, состоятся уже в осеннюю сессию, а вступят новые правила в силу с 1 января 2015 года. Но затея с пенсионным калькулятором, который задумывался как инструмент пиар-поддержки новой пенсионной формулы Минтруда, оказалась провальной. В пенсионном сообществе, не говоря уже об обычных гражданах, он вызвал бурю критики. Фактически это игрушка, которая не несет никакой ответственности за полученный результат. «Любой калькулятор в данной ситуации без учета конкретных показателей будет давать результат с большой погрешностью», — считает генеральный директор УК «КапиталЪ» Вадим Сосков. Немного попрактиковавшись в расчетах на калькуляторе, мы выяснили, что ничего общего с реальными суммами выплат, которые по новой формуле получат будущие пенсионеры, он не имеет.


    Технически калькулятор выполнен безграмотно. Разработчики инструмента предлагают с помощью 8 вопросов рассчитать условную будущую трудовую пенсию любого гражданина, которому осталось до выхода на заслуженный отдых более трех лет. Калькулятор не учитывает ни правила начисления трудового стажа, существовавшие до 2002 года, ни страховой стаж, полученный в период с 2002-го по 2015 год. Мужчинам при выборе срока прохождения воинской службы предлагаются варианты: 0, 1, 2 и 3 года; разработчики, видимо, запамятовали, что в недавней истории страны был период, когда военнообязанные проходили службу в течение 1,5 года. Калькулятор смело выдаст вам размер ваших будущих пенсионных накоплений, основываясь лишь на текущей зарплате и ставке тарифа, по которой вас формируется накопительная часть пенсии. Он не учитывает ни размер уже накопленного пенсионного капитала, ни будущую доходность управления им, ни множество других факторов, влияющих на размер накопительной части пенсии. «Пенсионный калькулятор считает некорректно и всем завышает будущий размер пенсии, — утверждает ведущий научный сотрудник Центра стратегических разработок Татьяна Омельчук, работавшая над формулой по заказу Минтруда. — Он считает так, как будто новая пенсионная формула существовала всегда, а это ведь не так. Калькулятор позволяет корректно рассчитать пенсию лишь тем работникам, которые будут зарабатывать свои пенсионные права после 2015 года». Кроме того, калькулятор нельзя рассматривать как универсальный инструмент — его не смогут использовать работающие пенсионеры и те, кому до пенсии осталось менее трех лет, военные, частные предприниматели, он бесполезен для госслужащих и прочих работников, претендующих на досрочную пенсию. «Все, что насчитал себе Медведев с помощью калькулятора, — это несерьезно, — говорит Татьяна Омельчук. — Президент все равно получит пенсию по госслужбе». Наконец, серьезный недостаток калькулятора — статичность расчетов. Предполагается, что по новой формуле за каждый год трудовой деятельности гражданам начислят годовой пенсионный коэффициент, стоимость которого время от времени будет меняться решением правительства. В зависимости от этого будет меняться и конечная сумма выплат пенсионеру. Денежный эквивалент коэффициента в калькуляторе принят чисто умозрительно за 57,9 рубля (по состоянию на 2013 год). Между тем сегодня невозможно предсказать, как будет меняться этот коэффициент в течение тех лет, которые вам остались до пенсии. И это еще одна причина, почему не следует опираться на данные калькулятора, оценивая эффективность новой формулы и свою будущую пенсию, которая на ее основе будет рассчитана.


    Можно сказать, что калькулятор был разработан, чтобы показать работоспособность идеи Минтруда, заложенной в пенсионную формулу. Чем больше у вас зарплата, чем больше стаж и чем дольше вы будете работать после наступления пенсионного возраста, тем больше будет пенсия, обещают авторы новой пенсионной формулы. Задача государства — повышенными коэффициентами заинтересовать работников позже выходить на пенсию. На прошлой неделе Минтруд и Минфин договорились, что тем гражданам, которые решат продолжить работать и одновременно получать пенсию по достижении пенсионного возраста (он пока остается без изменений — 55 лет у женщин и 60 лет у мужчин), перерасчет пенсионных прав проводиться не будет. Это такое завуалированное повышение пенсионного возраста. Какой при этом «бонус» получит работник «запенсионного» возраста, и позволяет подсчитать калькулятор. «Инструмент создан с техническими ошибками, и опираться на его показания не стоит, — считает Татьяна Омельчук. — Он полезен только одним: помогает понять, насколько — не в абсолютных цифрах, а пропорционально — может увеличиться ваша пенсия, если вы отложите прекращение трудовой деятельности на 5 или 10 лет. Отложили выход на пенсию на 10 лет — умножьте ее на 2,3. Отложили на 5 лет — на 1,45, но все это можно сделать и без калькулятора».


    Бухгалтерия Минтруда не учитывает ни будущей макроэкономической ситуации в стране, ни демографии, ни возможностей бюджета по финансированию дефицита Пенсионного фонда России (ПФР). Как стало известно «Профилю», предложения Минтруда по новой пенсионной формуле до сих пор не согласованы с Минфином, поскольку не предполагают никакой оптимизации бюджетных расходов на поддержку ПФР, что было одной из главных задач реформы. Более того, сама идеология расчетов предполагает, что в будущем есть риск увеличения этого трансферта. Ведомства до сих пор не согласовали основные параметры доходной части пенсионной системы на год вперед, а без этого никакой калькулятор не поможет определить, сколько придется на долю каждого из ее участников. «Минтруд предложил очень сложную конструкцию формирования доходной части, которая не может быть согласована с Минфином, потому что она неустойчивая и непрогнозируемая», — рассказывает Татьяна Омельчук. А именно от состояния доходной части бюджета ПФР зависит, сколько будет стоить пенсионный коэффициент (основа новой формулы), как будет индексироваться пенсия. И совершенно не важно, по какой формуле будет рассчитываться размер выплат конкретным пенсионерам, — при сохранении принципа справедливости распределения денег ПФР между получателями, пенсия, рассчитанная по новой формуле, не слишком отличается от той, что рассчитывалась бы по действующим правилам (разница составляет 4—13%).


    Но определенная польза от суеты вокруг новой пенсионной формулы и пенсионного калькулятора все же есть. Подобная игрушка при всех ее недостатках будет способствовать повышению финансовой грамотности населения, полагает Вадим Сосков. Если человек заглянул на сайт и попытался поработать с этим пенсионным калькулятором, это уже означает, что он о чем-то думает и к чему-то стремится, говорит эксперт. Нынешний год, судя по всему, последний, когда граждане смогут выбрать, по какому тарифу будут производиться отчисления с их зарплаты на накопительную часть пенсии. До октября 2013 года каждому работающему гражданину также надо определиться, будет ли он откладывать на свой пенсионный счет самостоятельно, поучаствовав таким образом в системе государственного софинансирования пенсионных накоплений по схеме. Калькулятор дает наглядное представление о том, что невыгодно оставаться среди «молчунов», для которых тариф по обязательным пенсионным отчислениям с 2014 года снизится с 6% до 2% от заработной платы (разница пойдет в общую копилку ПФР на выплату нынешним пенсионерам). Простые расчеты с помощью того же пенсионного калькулятора от Минтруда показывают, что размер пенсионных накоплений при этом уменьшается в три раза, но размер страховой пенсии при этом отнюдь не увеличивается пропорционально. К примеру, в наших расчетах при всех прочих равных пенсия 6-процентника от пенсии «молчуна» отличается на 4—4,55% не в пользу последнего (в зависимости от величины зарплаты). Фактически каждый, кто остается в рядах «молчунов», дарит свои деньги ПФР.

     

    Не отказывайтесь от «подарка»!


    С вступлением в силу в прошлом году новых правил выплаты накопительной части пенсии резко выросла привлекательность инструмента пенсионных накоплений с использованием государственного софинансирования. По действующему сегодня закону, гражданин, выходящий на пенсию, может самостоятельно выбрать, в течение какого срока он будет получать накопительную часть пенсии. Если сумма небольшая, ее можно забрать сразу. Если накоплено немало, то растянуть выплаты можно на срок от 10 лет и дольше. Для сравнения: пенсионные права, накопленные в страховой части пенсии, по умолчанию распределяются на 228 месяцев (19 лет). Уменьшая этот срок почти в два раза, вы в той же пропорции увеличиваете размер выплат по накопительной части. Вот простой расчет, который показывает, насколько вырастет ваш пенсионный капитал при выходе на пенсию через 20 лет при условии, что вы будете самостоятельно делать ежегодные пенсионные накопления в размере 12 тыс. рублей в год. Если вступить в программу государственного софинансирования пенсий до октября текущего года, государство будет добавлять к этой сумме еще 12 тыс. рублей — и так в течение 10 лет.


    По нашим расчетам, самостоятельно отложив на будущую пенсию за 10 лет 120 тыс. рублей, через 20 лет вы получите на своем пенсионном счету 717 тыс. рублей. Эта сумма включает в себя подарок от государства — 120 тыс. рублей — плюс гипотетический доход, который заработает для вас управляющий пенсионным фондом. Ставку доходности пенсионных накоплений мы взяли довольно произвольно — в размере 7,19% годовых; это средняя доходность, показанная в 2012 году 15 крупнейшими негосударственными пенсионными фондами, чья общая доля на рынке пенсионных накоплений составляет более 80%. В итоге ваша прибавка к пенсии, приведенная к текущим ценам, в следующие 10 лет после выхода на пенсию составит около 6 тыс. рублей. Много или мало, судите сами: на сегодня это 56% от среднего размера трудовой пенсии по старости в России, начисленной в 2013 году!
    Скептики часто любят говорить, что лучше они эти деньги отдадут в банк и больше заработают на процентах. Возможно, это так, но только не в случае, когда государство дарит вам столько же, сколько вы откладываете в свой пенсионный кошелек. Для сравнения: те же 12 тыс. рублей, ежегодно добавляемых на банковский депозит под среднюю максимальную ставку (на конец июня в топ-10 российских банков она составляла 9,26% годовых), принесут вам по достижении пенсионного возраста всего 4 тыс. рублей ежемесячного дохода, а общая накопленная сумма будет в полтора раза меньше по сравнению со схемой государственного софинансирования пенсионных накоплений — всего около 490 тыс. рублей.

     

    Источник http://www.profile.ru/article/pensionnyi-kalkulyator-vy-druzya-kak-ni-schitaite%E2%80%A6-76521

  • 26 ноября 2013 г. 20:57:54 MSK

    РАБОТАЙТЕ БОЛЬШЕ! Министр труда и социальной защиты Максим Топилин расшифровывает формулу пенсионной реформы


    Предпринятое правительством изменение правил игры в пенсионной сфере напоминает масштабное наступление по всем фронтам

     

    Здесь и новая формула расчета страховой части пенсии, и сокращение взносов на накопительную часть на целый год, и зачистка рынка частных управляющих и пенсионных фондов. Многим участникам рынка и будущим пенсионерам непонятна логика правительства, заложенная в принятых им решениях. Объяснить ее обозревателю «Профиля» взялся глава Минтруда Максим Топилин. Он рассказал, как считать свою будущую пенсию не в рублях, а в баллах, прописал «диспансеризацию» рынку пенсионных накоплений и пообещал в следующем году взяться всерьез за «нелегалов», уклоняющихся от уплаты социальных взносов.

     

    ПРОФИЛЬ: Почему было принято решение реформировать пенсионную систему, чем не устраивала действующая?

     

    Топилин: Формально старт нынешней реформе был дан майским указом президента в 2012 году. В нем содержались конкретные поручения разработать систему определения пенсионных прав с учетом стимулирования более позднего выхода на пенсию и обеспечения гарантий сохранности и доходности пенсионных накоплений. Тем самым мы собираемся уйти от изъянов, заложенных при создании нынешней системы в 2002 году. За прошедшие 10 лет делались неоднократные попытки изменить действующую систему — реформировать «списочные» досрочные пенсии, создать систему гарантий в накопительном компоненте. Выяснив, что в рамках действующей формулы проседают права пенсионеров, имеющих большой советский стаж, мы провели валоризацию, подняли в среднем на 40% пенсии этой категории граждан. В итоге мы вышли на уровень пенсии около 1,7—1,8 прожиточного минимума пенсионера (ПМП), тогда как в начале 2000-х этот показатель составлял около 1 ПМП.

     

    ПРОФИЛЬ: И все же зачем было затевать историю с новой пенсионной формулой, с заменой рублей на баллы при расчете пенсионных прав будущих пенсионеров?

     

    Топилин: Баллы — это более совершенная технология учета пенсионных прав. Сегодня вся пенсионная система является, по сути, солидарной. А в солидарной системе должен быть баланс. Но как вы сбалансируете систему, если вы платите сегодняшним пенсионерам за счет денег будущих пенсионеров, у которых, в свою очередь, формируются права по накопительному принципу? Это невозможно. Вводя балльную систему, мы переводим деньги, которые «разрываются» между поколениями, в относительные единицы, определяющие права каждого гражданина относительно всего объема пенсионных прав, накопленных в системе. В течение жизни вы зарабатываете на определенную долю в солидарной пенсионной системе, подчеркиваю — в солидарной, в зависимости от размера взносов, которые внесены, и стажа. Затем определяется размер доходов пенсионного фонда, объем трансфертов из бюджета, рассчитывается стоимость этого балла, параметры индексации этой стоимости — и получается пенсия.

     

    ПРОФИЛЬ: Но вас критикуют как раз за то, что в балльной системе, где стоимость балла определяется в лучшем случае на три года вперед, невозможно посчитать, какой будет пенсия у человека через 20—30 лет.

     

    Топилин: В законопроекте указано, как начисляются баллы, есть методология определения их стоимости, прописано, как проводится индексация этой стоимости — не ниже темпов инфляции и в зависимости от доходов ПФР; здесь все понятно. Советую «критикам» читать внимательнее законопроекты. Наконец, трансферты, от которых нам пока все равно не уйти. Сейчас трансферт из бюджета в ПФР определяется по принципу «столько, сколько возможно» — это так называемый трансферт на сбалансированность. Мы предлагаем, чтобы все трансферты были поименованы, то есть все параметры формулы должны быть жестко прописаны в законе. У меня встречный вопрос: разве по существующей формуле вы можете определить размер своей пенсии через 20—30 лет?

     

    ПРОФИЛЬ: Можно открыть «письмо счастья», узнать сумму накопленных взносов, разделить ее на срок дожития пенсионера — 19 лет — и определить, сколько я заработал на пенсию и сколько заработаю еще...

     

    Топилин: Точно так же вы будете знать, сколько у вас баллов, умножите их на сегодняшнюю стоимость балла и рассчитаете объем накопленных пенсионных прав. А зная параметры индексации стоимости балла, сможете рассчитать, сколько будете получать в будущем. В нынешней же формуле немало неопределенности. Вы знаете, к примеру, каким будет период дожития через три года? Кстати, фактически он уже сегодня составляет не 19 лет, а 22 года. И если я поставлю 22 года в нынешнюю пенсионную формулу определения пенсионного капитала, пенсионные права граждан резко уменьшатся — это еще один аргумент не в пользу действующей формулы. И у кого мы будем брать деньги на выплату пенсий в эти дополнительные три года, опять у Минфина?

     

    ПРОФИЛЬ: Другие предлагаемые вами решения тоже вызывают вопросы: вот вы, например, повышаете порог по входу в пенсионную систему. Набрать 30 баллов — это значит отработать 15 лет на зарплате не ниже двух МРОТ. Не жестковато?

     

    Топилин: 30 баллов — это расчетная величина. Мы предлагали разный порог входа в систему — и 28, и 33 балла. Все зависело от потолка зарплат, с которого взимаются социальные взносы. Сегодня он составляет 47 тыс. рублей в месяц, а в 2021 году будет около 68 тыс. рублей или 2,3 средней зарплаты по стране. По идее этот потолок надо еще выше поднимать, может быть, и потолка никакого не должно быть, но работодатели против. На деле размер порога входа в систему и размер облагаемого потолка — это взаимосвязанные вещи, и это вопрос диалога с социальными партнерами. В итоге приняли компромиссное решение, что для получения права на пенсию человек должен набрать 30 баллов, то есть отработать 15 лет, получая не менее двух минимальных зарплат (сейчас — 10 410 рублей в месяц) и в год зарабатывая по два пенсионных балла. Соответственно, если ему начисляется минимальная зарплата, придется отработать уже не 15, а 30 лет.

     

    ПРОФИЛЬ: Что делать тем, кто и за 30 лет не набирает положенных баллов из-за зарплаты ниже 1 МРОТ? И таких в стране у нас немало.

     

    Топилин: Заработную плату ниже 1 МРОТ получают менее 500 тыс. граждан, и нужно иметь в виду, что это в основном занятые неполный рабочий день — пенсионеры, студенты, мамы с детьми. Для родителей, находившихся в отпуске по уходу за детьми до полутора лет, устанавливаются особые коэффициенты. Так что 30 баллов — достижимая величина.

     

    ПРОФИЛЬ: А если у работника зарплата в 4 МРОТ, получается, он право на пенсию заработает за 7,5 года?

     

    Топилин: Нет, все равно минимальный стаж для входа в систему составляет 15 лет. Мы проводили опросы, и большинство людей спокойно относятся к этому сроку. Сегодня размер пенсии практически не зависит от стажа: люди, отработавшие 10 лет и 30 лет, имеют сопоставимые пенсии. Если посмотреть на ситуацию с точки зрения тех, кто честно работал всю жизнь, это несправедливо. Новая пенсионная формула закладывает более сильную дифференциацию пенсий в зависимости от стажа и дохода, с которого начислялись взносы.

     

    ПРОФИЛЬ: Что делать тем, у кого к моменту выхода не пенсию окажется меньше 15 лет стажа, или тем, кому не хватит баллов на пенсию? Получается, все выплаченные ими за эти годы взносы пропадут?

     

    Топилин: По данным ПФР, 97% граждан, выходящих сегодня на пенсию, имеют легальный стаж более 15 лет. Возможность работать есть: сейчас, к слову, количество вакансий превышает количество безработных в два раза. Если не добираете 15 лет, есть социальная пенсия. Она назначается женщинам в 60 лет, мужчинам — в 65 лет. К социальной пенсии прибавляется и региональная социальная доплата с тем, чтобы гражданин получал не меньше прожиточного минимума пенсионера, установленного в регионе.

     

    ПРОФИЛЬ: Почему такие маленькие коэффициенты начисления баллов за службу в армии и женщинам за время пребывания в отпуске по уходу за ребенком?

     

    Топилин: Ровно такие, какие закреплены в действующем федеральном законодательстве или даже выше — мы ничего не предлагаем снижать. Есть периоды, когда вы не работаете, а выполняете общественно значимую функцию, и государство компенсирует вам пенсионные права за этот период. За службу в армии как есть 26% с МРОТ, так и остается — по 1,1 балла за год службы. За время ухода за ребенком компенсация увеличивается. Сейчас это по 1,5 года за каждого из двух детей из расчета зарплаты в один МРОТ. Наше предложение — учитывать периоды по уходу за тремя детьми по 1,5 года, причем пенсионные права будут начисляться с нарастанием — 1,8 балла за первого ребенка, 3,6 и 5,4 балла — за второго и третьего.

     

    ПРОФИЛЬ: А за четвертого? Или государству не нужны многодетные семьи?

     

    Топилин: Конечно, нужны. Господдержка многодетных семей есть и будет: у матерей есть право досрочного выхода на пенсию, семьям выделяются участки под строительство жилья, в первоочередном порядке предоставляется жилье, выплачиваются пособия и так далее. Пенсионную формулу мы ориентируем на среднюю семью с 2—3 детьми.

     

    ПРОФИЛЬ: Почему решили время обучения не учитывать при начислении баллов?

     

    Топилин: Время учебы не учитывается и сейчас. Государство не считает это страховым периодом для начисления пенсионных прав и его не оплачивает. Нужно понимать, что пенсия — это возмещение утраченного заработка.

     

    ПРОФИЛЬ: Решает ли новая формула проблему «досрочников», работающих на вредных производствах?

     

    Топилин: Эту проблему решает не формула, а сопутствующие законы. В 2012 году введены дополнительные тарифы по взносам в ПФР за работников, выходящих на пенсию досрочно по спискам профессий с вредными условиями труда. Сейчас же в Госдуме дожидается второго чтения закон «О специальной оценке условий труда», позволяющий работодателю проводить оценку рабочих мест для списочных профессий. Ведь эти списки формировались еще в 1970-е, во многом они уже не связаны с реальными условиями труда. Если в результате оценки рабочее место будет признано безопасным, работодатель перестает платить в ПФР повышенный взнос, а у работника прекращается формироваться право на досрочную пенсию. И профсоюзы, и работодатели согласовали это.

     

    ПРОФИЛЬ: Что будете делать с «северянами», учителями, врачами?

     

    Топилин: Работники бюджетного сектора как выходили на пенсию по выслуге лет, так и будут. Государство пока не так много платит учителям и врачам, чтобы лишать их досрочной пенсии. Кроме того, категорически против профсоюзы. Смысла вводить доптариф здесь тоже нет — сектор государственный. Возможно, будем стимулировать низкооплачиваемые категории бюджетников откладывать на пенсию через программы государственного софинансирования, создадим в бюджетных организациях некое подобие корпоративных пенсионных систем. Тема непростая, будем дальше прорабатывать ее с профсообществом. С «северянами» тоже все остается по-прежнему. Пока люди работают на Севере, в сложных климатических условиях, они будут иметь право выходить на пенсию раньше. Аналогичные льготы есть во многих странах. И, по моему мнению, их вообще не надо трогать.

     

    ПРОФИЛЬ: У нас сейчас действует сразу три системы формирования пенсионных прав — советская, система 1990-х годов и формула 2002 года. Вы предлагаете четвертый вариант. Как уже накопленные гражданами права будут конвертированы в баллы?

     

    Топилин: В полной мере новая формула заработает для тех, кто начнет формировать пенсионные права с 2015 года. У всех остальных права будут конвертированы обратным счетом — та сумма, которая у вас уже есть на счете, будет разделена на действующую стоимость всех коэффициентов. Та же процедура предусмотрена и для нынешних пенсионеров. В результате конвертации размер их пенсии не уменьшится. В 2015 году стоимость коэффициента составит 64 рубля.

     

    ПРОФИЛЬ: Откуда взялась эта сумма?

     

    Топилин: В методологии определения стоимости балла все написано: берутся доходы ПФР, прибавляются трансферты из бюджета и делятся на общий объем накопленных в системе пенсионных прав. Иногда наши критики говорят: у вас нет никаких расчетов. Но это неправда. Мы брали как сплошной массив данных по трем регионам (в общей сложности более 1 млн пенсионных дел), так и специальную выборку по всем регионам России и пересчитывали, выясняли, в чем люди проиграют, а в чем выиграют. Эксперты оценивали правильность случайной выборки дел. Стоимость балла в дальнейшем будет индексироваться на уровень инфляции точно так же, как сегодня индексируется страховая часть пенсии, —
    в этой части тоже ничего не меняется.

     

    ПРОФИЛЬ: Вы не опасаетесь, что с этой бесконечной индексацией вам придется через 10 лет вводить поправочный коэффициент, который будет уменьшать размер накопленных пенсионных прав?

     

    Топилин: Нет, по нашим расчетам, не придется. Пенсионные права граждан индексируются на уровне инфляции, то есть сохраняются в реальном выражении. Если же какие-то кризисы будут происходить, то это проблема уже другого порядка, она коснулась бы и действующей пенсионной системы. Но расчеты, с которыми согласились все ведомства, говорят о том, что нам не только удастся выполнить обязательства перед гражданами, повысив пенсию до 2,5 ПМП (около 15 тыс. рублей в нынешних ценах) к 2030 году, но и сократить размер трансферта из федерального бюджета с 2,2% до 1,2% ВВП.

     

    ПРОФИЛЬ: А не будет ли у правительства соблазна понизить стоимость балла, например, если в экономике образуется провал и нечем станет наполнять накопленные гражданами пенсионные баллы?

     

    Топилин: Есть параметры индексации стоимости балла — они прописаны в законопроекте. Вне зависимости от того, что происходит в экономике, балл индексируется на уровень не ниже инфляции плюс по доходам ПФР. Сейчас индексация — это прямое увеличение размера пенсии, а в будущем — увеличение стоимости балла.

     

    ПРОФИЛЬ: Но деньги-то вы откуда на это возьмете?

     

    Топилин: Источников несколько. Это поступающие страховые взносы, увеличение взносооблагаемой базы, расширение численности участников системы, например, включение в систему обязательного пенсионного страхования трудовых мигрантов, дополнительный тариф для работодателей, имеющих вредные рабочие места, и другие. То есть задача наполнения системы должна решаться комплексом мероприятий, и они предусмотрены стратегией долгосрочного развития пенсионной системы РФ.

     

    ПРОФИЛЬ: Иными словами, новая формула проблему наполнения бюджета ПФР не решает?

     

    Топилин: Формула, конечно, не решает. Но другие шаги, которые я только что назвал, позволят найти источники для обеспечения пенсионных выплат. Кроме того, мы должны все вместе подумать над тем, как легализовать рынок труда. Если ты работаешь, то должен платить социальные взносы. Это часть общественного договора. Но как заставить граждан соблюдать этот договор — полицейскими ли мерами или административными, — на этот вопрос пока нет ответа. Если мы не сможем легализовать рынок труда, у нас везде будут дыры — и в ПФР, и в ОМС, и в соцстрахе, и в налогах. Сейчас решим одну задачу (речь о пенсионной реформе. — «Профиль»), а следующий год посвятим достройке корпоративных пенсионных систем, программе софинансирования пенсионных накоплений и проблеме легализации рынка труда. Например, Минфин предлагает ограничить наличный денежный оборот — это тоже часть решения проблемы. Мы делали расчеты: если нам удастся привлечь 12 млн работников в легальную зону, мы не только сократим дефицит бюджета ПФР, но и увеличим размер средней пенсии с нынешних 1,7 ПМП до 3 ПМП — это около 18 тыс. рублей в нынешних ценах.

     

    ПРОФИЛЬ: То есть вы обещаете, что пенсии вырастут?

     

    Топилин: Конечно, но произойдет это не только из-за введения новой пенсионной формулы, но и благодаря сопутствующим реформам.

     

    ПРОФИЛЬ: Удастся ли достигнуть в итоге рекомендованного ОЭСР коэффициента замещения (отношения пенсии к зарплате) в 40%?

     

    Топилин: При определенных условиях — да. Конечно, если у вас зарплата гораздо выше потолка, с которого платятся взносы, ваша пенсия никогда не будет выше 40% от зарплаты. Кроме того, мы сегодня своеобразно считаем этот показатель — среднюю начисленную пенсию делим на номинальную, не очищенную от налогов зарплату. Никто в мире так не считает. Мы сейчас разрабатываем новую методику расчета этого коэффициента. Если посчитать по европейским стандартам, у нас коэффициент замещения уже сейчас будет около 60%.

     

    ПРОФИЛЬ: Минтруд часто упрекают в кулуарности принятия решений по пенсионной реформе — что вы на это ответите?

     

    Топилин: Мы постоянно проводили рабочие группы, ездили по регионам, встречались с депутатами в Госдуме, совещались в Общественной палате, Российской трехсторонней комиссии, правительстве. Эксперты могли принимать участие во всех обсуждениях. Правда, к сожалению, легче всего критиковать и ничего не предлагать взамен. Чаще всего мы слышали: «Это не надо делать и то не надо делать». Либо вносились неприемлемые с социальной точки зрения предложения: например, вообще отменить досрочные пенсии или обеспечить всем — вне зависимости от стажа и взносов — коэффициент замещения минимум 40% заработка. Конечно, поступали и разумные предложения, и рабочая группа их анализировала. Но никто не предложил альтернативный имеющий расчеты и обоснования вариант.

     

    ПРОФИЛЬ: То есть вариант реформы был единственный — от Минтруда? И он в итоге был принят?

     

    Топилин: Кто-то принес нам альтернативную пенсионную формулу с расчетами и обоснованиями, защитил ее, и мы сказали «нет»? Такого не было.

     

    ПРОФИЛЬ: Что с накопительным компонентом: по-вашему, ему быть?

     

    Топилин: Все время, пока готовили реформу, мы говорили, что условно-накопительная система в рамках распределительной — это нонсенс. Но раз была сделана ставка на это и на компенсацию выпадающих доходов, будет выделяться соответствующий трансферт, будем развивать схемы гарантий и профессиональные пенсионные системы. Было принято ключевое решение, что участие в накопительной системе — это право выбора гражданина. Ведь до этого 6% зарплаты перечислялось в накопительную систему без выбора! И правильное решение, что перешли от формулы «6—2» к «6—0»: странно на 2% доверять накопительной системе, а на 4% не доверять. При этом создается система гарантирования пенсионных накоплений. В такой конструкции считаю существование накопительного компонента вполне нормальным. Но если бы начать с нуля, то идеальная схема — это добровольная система пенсионных накоплений, которая существовала бы в дополнение к солидарной системе.

     

    ПРОФИЛЬ: Если накопительную систему никто не закрывает, зачем тогда вводить мораторий на перечисление в нее взносов на весь 2014 год?

     

    Топилин: Распределительная система рассчитана на платежи в размере 22%. Но если для создания накопительного компонента забрали из системы деньги, объясните: ради чего? Там пока нет гарантий, идет отзыв лицензий у НПФ, и непонятно, какие права у граждан образуются. Бывает, что люди, уже обращающиеся за выплатами, получают меньше, чем уплатили взносов. Неправильно продолжать в силу закона направлять все новые и новые средства в организации, которые могут породить серьезные риски для пенсионных прав граждан. Нужно подойти подготовленными к 2022 году, когда рожденные в 1967 году массово начнут выходить на пенсию и требовать накопления. Для этого государством и создается система гарантирования и сохранности пенсионных накоплений.

     

    ПРОФИЛЬ: Но зачем было забирать накопительные взносы у граждан в распределительную систему?

     

    Топилин: Еще раз: в законодательстве есть положение, что это не средства граждан — это собственность государства, которая управляется пенсионными фондами и управляющими компаниями.

     

    ПРОФИЛЬ: Люди воспринимают пенсионные накопления как собственные средства, которые они когда-нибудь получат, могут наследовать и передать в управление тому, кому они считают нужным...

     

    Топилин: Наследование взносов в рамках обязательной пенсионной системы? Наследуются только добровольные взносы в накопительную систему. Никто не собирается накопительную систему отменять в существующей конструкции. Раз мы вошли в эту конструкцию, надо дальше ее развивать, но только нормальную систему — гарантированную и безопасную. Что смущает в таком решении — до тех пор, пока не проверим НПФ, не убедимся в их надежности, не диагностируем, на этот короткий период туда новые деньги направляться не будут. О какой конфискации говорят? Никакого изъятия средств нет. Граждане имеют право на пенсию, и оно нарушено не будет — сколько работодателем заплачено взносов (22%), ровно столько будет учтено при формировании пенсионных прав. Кроме того, все старые взносы остались неприкосновенными. Я глубоко убежден, что граждане не потеряют, а приобретут за счет создания системы гарантий, оздоровления системы НПФ, которые будут акционированы и смогут и дальше управлять деньгами граждан. Конечно, фонды можно понять — у них забирают 600 млрд рублей. Но крупные надежные НПФ должны почувствовать выгоду. Если рынок пройдет такой аудит, куда люди пойдут с 6%? В сильные фонды.

     

    ПРОФИЛЬ: Не тянет груз ответственности за пенсионную реформу?

     

    Топилин: Конечно, тянет. Но решение принято на уровне правительства. Оно консолидированное. В нем есть логика. Гораздо правильнее сейчас направить усилия на то, чтобы пройти все процедуры реформирования системы и работать дальше.

     

    Статья | 25. ноября 2013 - 8:00| Автор: Михаил Хмелев

    Источник http://www.profile.ru/article/rabotaite-bolshe-ministr-truda-i-sotsialnoi-zashchity-maksim-topilin-rasshifrovyvaet-formulu


    Это сообщение было отредактировано Александр Василевицкий 26 ноября 2013 г. 20:59:58 MSK
    • сообщений 952
    25 июня 2014 г. 22:22:13 MSK

    Силуанов ответил Улюкаеву: источников для возврата пенсионных накоплений за 2014 г. нет

    Министр финансов России Антон Силуанов (слева) и министр экономического развития Алексей Улюкаев

    Средства пенсионных накоплений за 2014 г., которые были заморожены на период акционирования негосударственных пенсионных фондов (НПФ), не планировалось возвращать фондам, и источников для этого нет, заявил журналистам министр финансов России Антон Силуанов.

    «Источников для этого нет. Никто не собирался эти деньги возвращать, потому что эти деньги пошли на Крым, на принятие антикризисных мер. Сейчас пока еще ресурс этот есть, скорее всего, пойдет на поддержку программы социально-экономического развития Крыма и Севастополя», — сказал он, комментируя предложение министра экономического развития Алексея Улюкаева вернуть 243 млрд руб. пенсионных накоплений за 2014 г. НПФ, прошедшим акционирование, чтобы они учитывались в накопительной пенсии у граждан, выбравших ее.

    «Это непросчитанное предложение, которое не обсуждалось. Надо спросить у автора, за счет чего это будет делаться», — отметил также Силуанов.

    Улюкаев в интервью газете «Ведомости» отметил, что «глубоко убежден, что те 243 млрд руб. накопительных пенсий, которые были заморожены, мы должны отдать тем НПФ, которые пройдут акционирование и проверку регулятора, и что застрахованным лицам все должно быть компенсировано».

    Ранее, в октябре 2013 г., было принято решение эти средства аккумулировать в Пенсионном фонде России и направить в распределительную часть пенсий, сократив на эту сумму размер трансферта ПФР. Сэкономленные средства планировалось использовать как антикризисный ресурс.

    Для пенсионной и накопительной системы возврат средств был бы правильной мерой, которая могла бы немного оздоровить ситуацию, считает исполнительный директор НПФ «КИТ финанс» Антон Шпилев. «Другой вопрос в том, насколько эту идею поддержат в правительстве, как отреагирует социальный блок, которому нужно фондировать распределительную систему, что тоже довольно сложная задача, — говорит Шпилев. — Безусловно, для них было простым и весьма удобным решением изъять накопительный тариф за 2014 г. и продолжить эту практику в дальнейшем. Но это совершенно губительно действует на накопительную систему».

    Предложение Улюкаева выглядит обнадеживающим и оптимистичным, продолжает исполнительный директор НПФ «КИТ финанс», но реальность такова, что государству нужно будет принять политическое решение: поддержать свой фондовый рынок либо не делать этого, объяснив, что, пока происходит «чистка» рынка, о возврате средств лучше забыть. Более реалистичен второй вариант, заключает Шпилев.

    Сотрудник одного из принадлежащих госбанкам НПФ отметил, что они не рассчитывают на возврат изъятых накоплений за 2014 г.

    Источник: http://www.vedomosti.ru/finance/news/28146661/siluanov-otvetil-ulyukaevu-istochnikov-dlya-vozvrata#ixzz35g0KQ36X


    Это сообщение было отредактировано Олег Хоренко 25 июня 2014 г. 22:25:04 MSK
    • сообщений 952
    23 апреля 2015 г. 11:52:10 MSK

    Расчет страховой пенсии.


    Это сообщение было отредактировано Олег Хоренко 23 апреля 2015 г. 11:53:42 MSK